Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Доходы государства. Государственные доходы Одним из главных источников государственных доходов является

Расходы государства могут быть разделены по целям:

Расходы на политические цели - обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

Расходы на экономические цели - содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

Расходы на социальные цели - социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Основные источники доходов государства - это:

Налоги (включая взносы на социальное страхование);

Прибыль государственных предприятий,

Сенъораж (доход от эмиссии денег);

Средства от продажи государственных ценных бумаг",

Доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета . В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профицит, дефицит, сбалансированный бюджет.

Государственный долг - представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Внутренний государственный долг - это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП).

23. Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. Виды налогов по разным классификациям.

Налог - это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.

Налоги выполняют три функции :

1. Фискальная. Являются основным источником доходов госбюджета. Покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций.

2. Регулирующая . Регулируют имущественное и социальное расслоение общества. За счет налогов финансируются социальные программы.

3. Стимулирующая. За счет налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, развитие науки и техники и т.п.)



Налоговая система регламентируется законодательными актами государства (НК РФ).

Классификация налогов осуществляется по разным критериям.

I. По объекту исчисления налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог (НДФЛ); налог на прибыль; налог на недвижимость и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС; акциз (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин и др.); таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров); налог с продаж (в настоящий момент в России отменен).

II. По способу начисления налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоги предполагают, что налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прогрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивные налоги - это налоги, налоговая ставка которых уменьшается по мере роста дохода и увеличивается по мере сокращения величины дохода.

III. По источнику поступления в бюджет налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

- Федеральные налоги (НДС, НДФЛ, акцизы, таможенная пошлина и др.)

- Региональные налоги (Налог на имущество ЮЛ, областные платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог и др.)

- Местные налоги (Налог на имущество ФЛ, земельный налог и др.)

24. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее виды и инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.а), направлена на увеличение деловой активности (стимулирование AD) и используется как средство борьбы с безработицей . Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности (сдерживание AD) в целях борьбы с инфляцией . Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

25. Структура банковской системы. Функции центрального банка.

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Европе - Европейский центральный банк, в России – Центральный банк России (ЦБ РФ).

Функции ЦБ :

Монопольное право эмиссии наличных денег. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);

Косвенное воздействие на размер безналичной денежной массы:

Изменение ставки рефинансирования (учетная ставка ЦБ России) – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования является ориентиром для всех других процентных ставок в банковской системе. Так, коммерческие банки устанавливают проценты по вкладам ниже ставки рефинансирования, а проценты по кредитам – выше.

Изменение нормы обязательных резервов – норматив, устанавливаемый ЦБ для коммерческих банков, показывающий какой процент привлеченных денежных средств коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в ЦБ.

- Операции на открытом рынке – ЦБ продает и покупает обратно государственные ценные бумаги.

- Операции на валютном рынке – ЦБ выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках

Создание, хранение и изменение золотовалютных резервов государства. ЦБ контролирует состояние платежного баланса.

Обслуживание счетов правительства и кредитование правительства.

ЦБ является межбанковским расчетным центром через сеть РКЦ.

Контроль за деятельностью коммерческих банков.

Доходы общественного сектора

1. Источники поступления доходов государства

2. Налоги и их виды

3. Структура налоговых поступлений в разных странах и в Украине.

4. Критерии оценивания налоговых систем

1. Источники поступления доходов государства

Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридических и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на: 1) возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи); 2) возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи); 3) общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды) Поступления в государственные целевые фонды включают обязательные отчисления юридических и физических лиц в государственные целевые фонды. Такие отчисления производятся с целью обеспечения финансирования государственных целевых программ. Доля государственных целевых фондов составляет до 0,3% в доходах государственного бюджета. В частности, в состав этой группы в разные периоды развития нашей страны входили отчисления в фонды: осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; социального страхования; содействие занятости населения; инновационного фонда; социальной защиты инвалидов; охраны окружающей среды; строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования; фонда финансирования расходов на авиационную деятельность и др.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на: Централизованные доходы - или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные доходы - или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Финансирование дефицита бюджета проводится путем привлечения займов. Классификация финансирования бюджета осуществляется по категориям кредиторов (или владельцев долговых обязательств) и по типам долговых инструментов.

Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Налоговые поступления - это доходы, привлекаемые в состав государственного бюджета в форме общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей. Доля таких поступлений в структуре доходов государственного бюджета составляет от 65 до 70%, а доля в ВВП - от 9 до 12%. К налоговым поступлениям относятся прямые и косвенные налоги, сборы и обязательные платежи. В частности, налоговыми поступлениями являются налоги на доходы, на прибыль, на увеличение рыночной стоимости активов, платежи за использование природных ресурсов, акцизы, налог на добавленную стоимость, ввозная пошлина, плата за лицензии и др. Это будем разбирать далее.

Неналоговые поступления - доходы, привлекаемые в формах, которые не относятся к налоговым платежам.

Неналоговыми поступлениями в государственный бюджет являются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

3) поступления от штрафов и финансовых санкций;

4) другие неналоговые поступления.

Неналоговые поступления - это статья доходов бюджета, которая занимает второе место в структуре доходов и составляет примерно 25% от доходов бюджета. Особо отметим доходы от собственности и предпринимательской деятельности. К поступлениям от собственности и предпринимательской деятельности относятся: рентная плата за нефть и газ собственной добычи, поступления от реализации избыточного вооружения; плата за транзит нефти и газа территорией Украины; дивиденды, начисленные на акции, доли государства в капитале хозяйственных обществ, арендная плата за аренду государственного имущества и др.

Так, в их состав впервые включены доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов может оказываться в виде дотаций, субвенций и субсидий.

Доходы государственных предприятий образуются в общем и целом на основе тех же закономерностей, что и доходы предприятий частного сектора. Если доля национализированных предприятий велика, их доходы во многом определяют финансовое состояние общественного сектора. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном распоряжении государственных органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рыночной системы, его финансы обособлены от финансов государства. Оно самостоятельно выплачивает заработную плату, возмещает другие издержки и, как правило, инвестирует часть прибыли в собственное развитие.

В той мере, в какой поведение предприятий определяется свободным действием рыночных сил, его принадлежность к общественному сектору проявляется главным образом в том, что чистая прибыль, причитающаяся собственнику, передается в бюджет. Конечно, государство, выступая в качестве собственника, способно повлиять на доходы предприятия, предписывая ему основные параметры затрат и выпуска, а также цены. Но для рыночной экономики такие действия государства в принципе не характерны и могут быть оправданы лишь постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения потребностей в общественных благах, а также для реализации перераспределительной политики.

Все это предполагает издержки. Иными словами, либо принадлежность конкурентоспособного предприятия к общественному сектору не сказывается на его доходах (за исключением адреса, по которому перечисляется чистая прибыль), либо она обусловливает некоторые изъятия из потенциально достижимого максимального дохода. Это происходит, например, когда государство, заботясь о поддержании занятости, препятствует увольнению работников на принадлежащих ему предприятиях или когда оно берет в свои руки естественную монополию, устанавливая цены на уровне более низком, чем это сделал бы частный собственник. По сути, подобные действия представляют собой использование прерогатив государства не для извлечения доходов, а, напротив, для мобилизации средств в целях финансирования общественных благ и перераспределения.

Если же речь идет о неконкурентоспособных предприятиях, субсидируемых государством, и о бюджетных учреждениях, то их расходы приходится полностью или частично финансировать либо за счет прибыльных предприятий общественного сектора, либо, чаще всего, за счет налогов. Как бы то ни было, нерыночные поступления этих предприятий и организаций представляют собой не чистые доходы общественного сектора, а трансферты, также сопряженные с издержками (потерями).

Доходы государственного предприятия тем позитивнее отражаются на доходах общественного сектора, взятого в целом, чем меньше рыночное поведение этого предприятия отличается от поведения его конкурентов, находящихся в частной собственности. Говоря упрощенно, если бы государственное предпринимательство служило только способом пополнения казны, то наилучшей его формой была бы покупка акций высокодоходных частных компаний при минимальном вмешательстве в их оперативную деятельность.

Третья группа поступлений в государственный бюджет - доходы от операций с капиталом - имеет относительно небольшую долю в структуре доходов - примерно 1,5%. К этой группе относят доходы от продажи драгоценных металлов и драгоценных камней и государственных запасов товаров из государственных резервов.

Трансферты - это средства, полученные бюджетом на безвозмездной и безвозвратной основе. Такие средства различные звенья бюджетной системы могут получать от органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других государств и международных организаций. Доля трансфертов в доходах государственного бюджета является незначительной и составляет 0,15% от их общей суммы.

В раздел "другие доходы" входят поступления в виде: превышение доходов над расходами НБУ; средств, полученных от размещения внутренних займов; поступления в виде возвращенных государственных займов, процентов по займам и кредитам, предоставленным государством; средств от конфискованного имущества, бесхозного имущества и др.

Согласно порядку распределения и поступления доходов в соответствующие бюджеты, все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным доходам относятся доходы, которые полностью или в установленной законодательством доле (от общегосударственных налогов и сборов) перечисляются в соответствующие бюджеты. Порядок распределения закрепленных доходов между звеньями бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Украины. Такими доходами являются: налог на имущество предприятий и организаций, плата за землю, арендная плата за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности, превышение доходов над расходами НБУ, полученные дивиденды на акции, которые находятся в общегосударственной собственности и др.

Регулирующие доходы - это поступления в соответствующий бюджет средств в виде отчислений от общегосударственных налогов и сборов), которые утверждаются на каждый бюджетный год. Такие доходы определяются Законом о Государственном бюджете на текущий год. К регулирующим доходам в Украине относят: НДС, акцизный сбор, доходы от приватизации государственного имущества, подоходный налог с граждан, сбор на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемый при покупке-продаже валют, торговли ювелирными изделиями, недвижимости и др.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Таким образом, государственные доходы - это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) - нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие "облагаемый налогом доход" логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.

АПК Республики Беларусь его структура и функции
Аграрный сектор в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непрои...

Анализ финансового состояния МУП ПАТП-1 г. Ярославля
В условиях экономического кризиса многие российские предприятия испытывают многочисленные финансовые проблемы, к числу которых относятся неустойчивость хозяйственной деятельности, неплатежеспособность, неэффективность производства и сбыта продукции. Переход к рыночной эконо...


Основные источники доходов государства

Налоги - это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Мы пользуемся общественными благами.
Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений.
Плата осуществляется за использование ресурсов, которые приналежат государству. Размер платы зависит от размера ресурсов, которые используются. Если государство теряет право собственности на них, то она теряет и эти доходы.
Отчисления предусматривают целевое назначение платежей. Например, предприятия осуществляют отчисление на дорожные работы, отчисление на социальное страхование, в фонд занятости, в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Эти деньги должны использоваться строго по назначению:
- удержание и ремонт дорог,
-социальное страхование,
-ликвидация последствий аварии ЧАЭС.
В доходах бюджета выделяется также группа так называемых неналоговых платежей.
Например, доходы от реализации конфискованного имущества, от приватизации государственного имущества, проценты за пользование временно свободным бюджетным средством, поступление дивидендов от предпринимательской деятельности, которая осуществляется предприятиями, образованными с участием государства.
Налоги занимают основное место в системе государственных доходов, составляя наибольшую часть доходов центральных бюджетов во всех странах. Не является исключением и наше государство.

Общественное назначение налогов проявляется через их функции:
фискальную и регулятивную.

Фискальная функция налогов состоит в мобилизации средств, поступающих в распоряжение государства как централизованные финансовые ресурсы, используемые для выполнения государственных функций.
С усилением роли государства возрастает значение регулятивной функции налогов. Эта функция заключается в том, что налоги влияют на деятельность субъектов хозяйствования. С увеличением налогов экономическая активность субъектов предпринимательской деятельности, как правило, меняется.

Использование налогов с регулятивной целью - довольно сложный процесс, зависящий от правильного решения многих вопросов, в частности:

Установления размера ставок налогов определения сроков их уплаты предоставления налоговых льгот применения штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Доход из всех източников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы. Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т. д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы - прямые налоги.
Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог - налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода (например, 20% с любой суммы - 100 р., 1 тыс. р., 10 тыс. р., 100 тыс. р. и т. д.).
Регрессивное налогообложение - изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога. После налоговой реформы 1986 г. в США, например, предельная налоговая ставка составляла 33% и применялась к доходу от 71 900 до 149 250 долл., а к доходу свыше 149 250 долл. применялась ставка в 28%.
Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы - частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они «спрятаны» в цене товаров и услуг. Налог на имущество - основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность - он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов (G - С1 T0), т.е. налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.

Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т. е. увеличивает свой акционерный капи­тал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.
Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.
Наконец, значительным источником финансовых ресурсов для покрытия государственных расходов являются государственные займы, ведущие к возникновению и увеличению государственного долга. Дефицит - разница между доходами и расходами в данном году, т. е. приростная переменная. Государственный долг - валовой объем невыкупленных государственных ценных бумаг на данный момент времени, т. е. переменная, отражающая «запас» невыполненных обязательств. Поскольку превышение государственных расходов над доходами равно величине нового государственного займа (т. е. прироста государственного долга), постольку дефицит в данном году равен приросту долга в этом же году. Таким образом, бюджетный дефицит является приростом, который равен увеличению «запаса» уже накопленного долга.

Направления расходования средств Фонда социального страхования
Российской Федерации

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть этих выплат производится из средств Фонда социального страхования РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования PФ, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101.
Основная задача Фонда - обеспечение гарантированных государством пособий по:
временной нетрудоспособности;
беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на погребение;
для санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
Средства Фонда образуются за счет страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности). Федеральным законом "О тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального cтpaxoвания РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского cтpaxoвания на 1997 год" для работодателей и граждан, использующих труд наемных работников,
установлен единый тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
В отличие от других внебюджетных фондов выплата всех видов пособий из средств Фонда социального страхования РФ осуществляется непосредственно через бухгалтерии страхователей по месту работы граждан в счет полагающихся страховых взносов. И только в отдельных исключительных случаях назначение и выплата пособий по государственному социальному страхованию производятся исполнительными органами Фонда.
Норматив расходов средств на выплату всех видов пособия страхователям не устанавливается. Расходы же на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей производятся в пределах норматива, установленного страхователям исполнительными органами Фонда. Размер норматива не может быть менее 10 процентов от начисленных страховых взносов. Для обеспечения санаторно-курортным обслуживанием средства страхователей с численностью работающих до 300 человек централизуются в исполнительных органах Фонда в обязательном порядке; более 300 человек - с согласия страхователя.
Остаток средств над фактическими расходами по социальному страхованию перечисляется исполнительному органу Фонда, где организация зарегистрирована в качестве страхователя, для последующего перераспределения их между другими страхователями, у которых по какой-то причине произошел перерасход средств, то есть действуют принципы солидарности страхователей в формировании и расходовании средств государственного социального страхования.
В случае если фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов, страхователь не вправе приостанавливать выплату пособии по государственному социальному страхованию. При недостатке средств у страхователей на выплату пособий и санаторно-курортное лечение и оздоровление исполнительные органы Фонда покрывают образовавшийся дефицит средств.
В соответствии со ст. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Из представителей администрации предприятия (работников отдела кадров, бухгалтерии и других) и профсоюзов, членов трудового коллектива, на основе решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, образовываются комиссии по социальному
страхованию или избираются уполномоченные по социальному страхованию, осуществляющие контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают также вопросы расходования средств на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, распределения застрахованных путевок.
Все спорные вопросы между работниками и работодателями по обеспечению пособиями рассматриваются исполнительными органами Фонда (отделением или его филиалом) по месту регистрации работодателя в качестве страхователя, центральным аппаратом Фонда либо в судебном порядке.
Средства государственного социального страхования могут расходоваться только на цели,установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.
Основная часть средств Фонда направляется на выплату пособий работающим гражданам:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении ребенка;
ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
социального пособия на погребение.
Наиболее распространенным видом обеспечения по социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. Оно выдается в случаях болезни или травмы работника, ухода за больным членом семьи, карантина (когда работник отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы), помещения в стационар протезно-ортопедического предприятия и др.
Целевое назначение данного вида пособия состоит в возмещении заработка, утраченного в связи с наступлением временной нетрудоспособности. В настоящее время размер этого пособия зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа и составляет от 60 до 100 процентов фактического заработка. Ряду категорий работников оно выдается в размере полного заработка независимо от непрерывного трудового стажа. При трудовом увечье и профессиональном заболевании пособие по временной нетрудоспособности выдается в размере 100 процентов заработка.
Пособие по беременности и родам выдается на период предоставления женщине отпуска по этой причине. В отличие от пособий по временной нетрудоспособности названное пособие во всех случаях работающим женщинам выплачивается в размере полного заработка независимо от каких-либо условий.
Основополагающим документом для назначения и выплаты этих видов пособий является Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Президиумом Совета ВКП по состоянию на 15 апреля 1992 г.) и действующее в настоящее время с учетом принятых в последующем периоде нормативно-правовых актов, связанных с обеспечением этими видами пособий.
Дополнительно к пособию по беременности и родам женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), назначается и выплачивается пособие в размере минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.
В целях компенсации в определенной степени расходов на приобретение предметов ухода за новорожденным выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка. Право на это пособие имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В том случае, если оба родителя не работают, это пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства. Но где бы эти выплаты ни осуществлялись, то есть по месту работы или по месту жительства, источником финансирования этих выплат является Фонд социального страхования РФ.
и т.д.................

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Как составить смету на строительство и ремонт?
Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов