Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экономические функции правительства кратко. Економические функции правительства

Государство в рыночной (смешанной) экономике

Смешанная экономика

Все реально функционирующие экономические системы - это системы «смешанные»: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы. Тем не менее развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по степени участия правительства в экономике.

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма распространенным показателем является доля правительства в национальном продукте. Помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что в развитых капиталистических странах общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы - колеблется от 1/3 до 1/2 национального дохода. Наконец, множество трудноподдающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекают правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику развитых стран лучше характеризовать как смешанный капитализм.

Экономические функции правительства

Экономических функций правительства много, и они разнообразны. Здесь рассмотрим основные формы экономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения:

обеспечение правовой инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

защита конкуренции;

перераспределение дохода и богатства;

производство общественных благ и услуг;

стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Кратко рассмотрим перечисленные функции.

Правовая инфраструктура. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, являющейся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг.

Правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний.

Правительство обеспечивает поддержание общественного порядка, создание денежной системы, введение стандартов измерения веса и количества продуктов, облегчающих обмен товаров и услуг.

Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажу фальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств, требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта, устанавливает стандарты качества, которые надо обязательно указывать на этикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложные сведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуют цель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепить веру публики в совершенство рыночной системы. Аналогичное законодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, к отношениям между самими фирмами.

Такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Защита конкуренции. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. При конкуренции покупатель - это хозяин, рынок - его агент, а предприятия - его слуги.

Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Что такое монополия? В широком смысле - это ситуация, при которой каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Каково значение такой ситуации? Оно таково: монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, она может воздействовать на рынок или манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.

В странах с развитой рыночной экономикой правительство пытается установить контроль над монополиями преимущественно в двух случаях. В первом случае в отношении «естественных монополий», или производственной инфраструктуры, т.е. тех отраслей, технологические и экономические условия которых исключают возможность существования конкурентных рынков. Правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставляемые услуги. Это транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования. На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятяи электроэнергетики и водоснабжения. Во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено только при высокой степени развития конкуренции.

Правительства принимают ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

Рыночной системе, в ее оптимальном варианте, все же присущи недостатки, вынуждающие правительство стимулировать и модифицировать ее функционирование, в частности перераспределение дохода и ресурсов.

Перераспределение дохода и ресурсов. Несмотря на эффективность рыночной системы, тем не менее она влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой в странах с развитой рыночной экономикой.

Правительство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Эта задача решается следующим образом. Во-первых, правительство через трансфертные платежи обеспечивает пособия нуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, правительство изменяет распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. В-третьих, немаловажно, чтобы налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных. Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.

Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, в которых конкурентная рыночная система либо 1) производила «не те» количества определенных товаров и услуг, либо 2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, второй - с государственными, или социальными, благами.

Перелив возникает тогда, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, «перемещаются» к третьим сторонам, т.е. к сторонам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. В этом случае вызываются побочные эффекты, поскольку они представляют собой выгоды и издержки, выпадающие на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки. Когда производство или потребление товара порождает не компенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с инфраструктурой, например с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие отправляет свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки, не говоря уж о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, - все они несут издержки перелива.

Какие меры может правительство принять для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива? Еще точнее, как может правительство издержки перелива «трансформировать во внутренние издержки производства»? Обычно применяются два типа мер: законодательные меры и особые налоги.

Третий вариант решения возникает в условиях, когда выгоды перелива чрезвычайно велики. Правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить их в собственность государства и непосредственно ими управлять.

Экономическая функция государства

Основными целями государства и правительства необходимо назвать эффективность, справедливость и стабильность. Соответственно, это организационная, социальная и экономические функции.

Относительно эффективности, то есть организационной функции, государственная роль заключается в регулировании, и можно даже сказать, исправлении таких «ошибок» рынка, как, например, монополия.

Государственные программы в вопросах справедливости, а следовательно социальной функции, перераспределяют доход в пользу бедных слоев населения.

Политика стабильности заключается в сглаживании резких колебаний делового цикла, контроле уровня безработицы и инфляции, всецелой поддержки национального экономического роста.

Основная опасность для экономики заключается в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция располагает достаточным числом производителей, чтобы ни одна компания не имела предпосылок и возможности определяющим образом влиять на цену продукции. «Несовершенная конкуренция» образуется в тот момент, когда какая-либо конкурентная компания может в значительной степени влиять на цену. Экономическая жизнь обычно протекает в конкуренции и монополии.

Замечание 1

Различные национальные экономические системы и отдельные государства отличаются по пропорции ролей правительства и рынка в регулировании экономики. Данные отличительные признаки выражаются в наборе форм и способов регулирования, масштабов воздействия, а также направления регулирование экономики.

В спектр экономических задач правительственного регулирования экономики входят:

  1. Защита конкуренции;
  2. Перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения;
  3. Контроль над распределением ресурсов и т.д.

Вмешательство государства в экономическую жизнь является предметом дискуссий. В этом вопросе существует несколько точек зрения: сторонники либеральной экономики считают, что государство не должно активно вмешиваться в экономические процессы, а представители кейнсианства полагают, что государственная политика влияния на хозяйственно-экономические процессы просто необходима. Экономическая теория и практика показывает, что все зависит от конкретной исторической ситуации.

В 30-е годы прошлого столетия, когда появились предпосылки для активного роста централизованной экономики, СССР достиг наивысших в мире темпов экономического роста. В 60-е годы XX-го столетия ситуация поменялась в противоположную сторону, поскольку научно-технический прогресс не требовал высокой концентрации капитала. Появился простор для активизации частных инициатив со стороны малых и средних предприятий, и как следствие, капиталовложения государства в реальный сектор экономики потеряли свою актуальность. Но при этом, огромное значение имели государственный инвестиции в фундаментальную науку и образование.

Возможно, с течением времени и изменением обстоятельств, государству необходимо будет увеличить объемы инвестиций в реальный сектор, на данный факт влияет изменение направления производительных сил. С большей долей вероятности, можно предположить, что в текущих экономических условиях, именно этой государственной политики и следует придерживаться правительству РФ. Следовательно, экономическая функция государства и правительства в долгосрочной перспективе будет определяться спецификой развития производительных сил. Посредством аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, государство воздействует на корреляцию рыночных процессов, формирование доходов и функционирование рынков.

Экономические цели государственного управления

Экономические цели государственного управления экономическими процессами, прежде всего обусловлены повышением уровня жизни и благосостояния населения, обеспечения стабильного развития национальной экономики, конкурентоспособности национальной экономики в системе мирового хозяйства и конкурентоспособности государства в целом.

Для достижения перечисленных целей, а также сопутствующих им дополнительных и косвенных целей, государственное управление экономикой реализует следующие функции:

  1. Выстраивание экономической стратегии и политики, подкрепленной законодательно-правовой базой для регулирования всевозможных процессов коммерческих и деловых взаимоотношений;
  2. Формирование национальной валюты как устойчивого эквивалента товарообмена (в том числе, выпуск денежных знаков и ценных бумаг), выстраивание кредитной и налоговой систем;
  3. Регулирование работы системы трудовых взаимоотношений между работниками и работодателями на всех уровнях и во всех сферах деятельности (в первую очередь, контроль за соблюдением Трудового законодательства);
  4. Контроль над рациональным и бережным использованием природных ресурсов, охрана и защита экологии и окружающей среды;
  5. Разработка и внедрение социально-экономических программ помощи населению (в том числе, с целью поддержания достойного уровня жизни);
  6. Защита прав потребителей и регулирование ценообразования;
  7. Управление и координация внешнеэкономической деятельности.

В ходе реализации экономической функции государству необходимо принимать ряд решений:

  • Какую продукцию (товары и услуги) и в каком объеме нужно производить для собственного (внутреннего) потребления: продовольственную продукцию, продукцию легкой промышленности, продукцию химической промышленности, в машиностроении и энергетике)?
  • Какие ресурсы и технологии необходимо применять и в каком объеме, чтобы достичь оптимальной рентабельности продукции, в том числе в добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, в образовании и науке и т.п.?
  • Каким образом должны распределяться полученные материальные блага (т.е. распределение между трудоспособными гражданами, безработным и нетрудоспособным населением, в дотационные регионы?
  • Какая продукция должна экспортироваться и какая продукция должна поступать в виде импорта (сырье, товары, технологии)?

Экономическая функция правительства

Государственное управление экономикой осуществляется, в первую очередь, через правительство. Это означает, что государственное регулирование экономикой производится через властные структуры и лице министерств и ведомств, комитетов, национальных банков и прочих правительственных органов. Посредством этих органов проводится управление и контроль над соблюдением законодательно-правовой базы, конкуренции, различных нормативов и т. п. Следовательно, правительство является исполнительным органом, выступающим от лица государства. Правительство и субъекты хозяйствования формируют в совокупности институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую, основываясь на законодательство.

Рассмотрим более подробно одну из ключевых на текущее время функций правительства – стабилизацию национальной экономической ситуации. Эффективность и производительность производства зависит от совокупных расходов. Высокий уровень этого параметра означает, что производителям выгодно выпускать большой объем продукции, а также, что материальные и человеческие ресурсы эксплуатируются в максимальном объеме. Значительные колебания совокупных расходов по отношению к уровню производства могут повлечь за собой инфляцию и безработицу.

Безработица означает слишком низкую занятость трудоспособного населения. В данном случае, правительство может регулировать уровень безработицы, используя способ государственных налогов и расходов, в частности, увеличив собственные расходы на общественные товары и услуги, с другой стороны, сократить налоги, чтобы стимулировать частное производство и частные расходы. Методы противодействия росту уровня безработицы в государстве определяются правительством путем выявления факторов, детерминирующих соотношение спроса и предложения рабочей силы. Применительно к рыночной экономике различают активную и пассивную политику занятости. К активной политике правительства относится, например:

  1. Непосредственное создание дополнительных (новых) рабочих мест за счет государственных расходов (в том числе, выполнение работ в интересах общества);
  2. Стимулирование большого и малого предпринимательства;
  3. Воздействие на рынок труда с целью его развития;
  4. Монетарные и фискальные меры воздействия, призванные повысить спрос и регулировать цены путем борьбы с инфляцией.

В аспекте пассивной политики правительства на рынке труда присутствует направление на формирование определенного отношения к безработице и «сглаживание» негативных последствий безработицы. В том числе, это субсидирование, помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, пособия по безработице и т.п.

Замечание 2

Инфляция означает, что уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. В таком случае правительство может сократить свои собственные расходы и повысить налоги с целью уменьшения расходов частного сектора.

Таким образом, правительство должно усиливать и облегчать действие рыночной системы, обеспечивая правовую базу и способствуя здоровой конкуренции. Прямое вмешательство правительства в работу рынка и оптимальная система налогообложения – это средства, благодаря которым правительство может уменьшить неравенство доходов. Государственная политика регулирования экономики обязана приводить в результате к обеспечению общественных благ.

Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через его функции. Этих функций много, и они разнооб­разны. Фактически экономическая роль государства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчер­пывающий перечень его экономических функций.

В данной главе рассматриваются лишь главные формы экономической деятельности

государства.

1 функция - РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОВЫХ

ОСНОВ ЭКОНОМИКИ

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффектив­ного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как защита собственности, гарантирование соблюдения контрактов, обеспечение безопасности экономическим агентам и прочее. Так, к примеру, только за последние годы в Рос­сийском государстве были приняты законы «О собственности», «Об акционерных обществах», «Гражданский кодекс», «Уголовный ко­декс» и другие, которые стали фундаментом формирующихся рыноч­ных отношений. Несовершенство законодательных норм, их противоре­чивость негативным образом влияют на хозяйственную практику.

В конечном итоге государство устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщи­ками ресурсов и потребителями. К примеру, государственная власть запрещает частным лицам производство и сбыт наркотиков, контро­лирует соблюдение налогового законодательства и т.д. На основе за­конодательства государство получает возможность выполнять фун­кции арбитра в области экономических связей, применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечи­ваемые государством, включают использование правоохранительных органов для поддержания общественного порядка, введение стан­дартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной сис­темы и осуществление контроля за ее функционированием.

2 функция - ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, УСЛОВИЙ ЕГО НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В странах с давними рыночными традициями это осуществляется путем регулярной демонополизации экономики, эффективной ан­тиинфляционной профилактики с помощью прежде всего стабильной денежной политики, поддержания системы государственных финан­сов в нужных объемах и бездефицитном состоянии, ряда иных мер. Несколько иначе дело обстоит в странах, вставших на путь вос­становления рыночного хозяйства. Помимо сформированных выше функций государство должно образовать многосекторную экономику. В этой связи государство осуществляет процесс разгосударствления и приватизации субъектов хозяйственной деятельности, демонтирует неприемлемые для конкурентного рынка звенья хозяйственного механизма(например, административно-командное управление, нату­ральное распределение ресурсов), формирует действенную систему экономических регуляторов. Сегодня стало очевидным, что без госу­дарства переход от административно-командной модели хозяйствования к рыночной невозможен.

Государство должно установить также рамки входа в рынок, ко­торые позволили бы устранить или существенно амортизировать наи­более одиозные черты капиталистического рынка.

3 функция - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО ЗАЩИТА ОТ БЕДНОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

Рыночная система представляет собой обезличенный, бесприст­растный механизм, а возникающее на его основе распределение до­хода может порождать большее неравенство, чем желательно обще­ству.

Довольно яркий пример в этой связи приводят американские ученые-экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус: «Кошке богатого хозяина дается молоко, которое не в состоянии купить бедная семья, чтобы ее ребенок был здоров»].

Объясняется эта вопиющая несправедливость не тем, что плохо работают спрос и предложение. Напротив, рыночный механизм четко сделал свое дело - отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Помочь малоимущим может и должно государство посред­ством перераспределительной политики. Но, перераспределить доход необходимо таким образом, чтобы свести к минимуму возни­кающие при этом потери эффективности экономики. Решать эту задачу далеко не просто. По образному замечанию ученых Р. Макконнелла и Л. Брю, передача денег от богатых к бедным напоминает перетаскивание воды в худом ведре: часть содержимого для общества пропадает2. Это тот случай, когда от деления пирога он становится меньше.

В современном мире, несмотря на значительный прогресс, бед­ность среди общего изобилия продолжает оставаться острой эконо­мической и политической проблемой. Ежегодно в странах третьего мира от голода умирает примерно 20 млн. человек. Поэтому государство взяло на себя функцию уменьшения неравенства доходов в об­ществе. Для борьбы с бедностью оно использует целую систему мер:

Социальное страхование, включающее пенсионное обеспече­ние, выплату пособий по временной потере работы, трудо­способности, по инвалидности, социальную поддержку вете­ранов;

Безвозмездные выплаты, осуществляемые в денежной или натуральной форме и предназначенные исключительно лицам с низким уровнем доходов (бесплатные школьные завтраки, раздача талонов на питание, предоставление отдельным груп­пам права на бесплатный проезд в общественном транспорте и прочее);помощь бедным в области получения образования, переобуче­ния и т. п.

Как показывает история двух последних столетий, главным ору­дием борьбы с бедностью является не благотворительность и гума­нитарная помощь, а НТП, повышение производительности труда и на этой основе - достижение среднего уровня потребления, вслед за ко­торым как бы самопроизвольно подтягивается и минимальный уро­вень жизни. Рыночная экономика хронически больна безработицей, и это имеет тягчайшие социальные последствия. Поэтому многие поли­тические деятели провозглашают в качестве своих программных це­лей достижение высокой занятости, а государства оказывают безра­ботным социальную поддержку в виде выплат социальных пособий, организации бесплатного переобучения, страхования от безработицы.

4 функция - ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ Практика хозяйственной жизни свидетельствует, что рыночная экономика не в состоянии автоматически эффективно и с наимень­шими затратами для общества распределить производственные ре­сурсы. Рыночная система порождает структурные диспропорции ме­жду отраслями, неравномерное развитие административно-террито­риальных регионов, побочные эффекты, связанные с переливом капи­тала (загрязнение окружающей среды, хищническое использование природных ресурсов и т.п.). Государство с помощью законодатель­ных мер (штрафных санкций, повышенных налогов или налоговых льгот) регулирует процесс перелива ресурсов.

Регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономкой в отсутствие того или другого - все равно, что пытаться аплодировать одной ру­кой. Но, государство, осуществляя вмешательство в экономические процессы, не должно переходить допустимого предела этого вме­шательства. Если оно переступает этот предел, то происходит де­формация самого рыночного механизма. Правда, необходимо заметить, что в экономической науке существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства (и в россий­ском обществе сегодня эту проблему неодинаково трактуют радикал-реформаторы, сторонники социал-демократического развития, социал-коммунистического и пр.). Но в любом случае необходимо иметь в виду, что административными регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы; среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой.

Помимо этих важнейших функций в реальной действительности государство выполняет и другие функции, например, ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма в сфере сово­купного муниципального потребления для поддержания и охраны общественного порядка, национальной обороны, транспортной сис­темы обслуживания и т.д.; достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике, государственное предпринимательство и т.д.

Начиная с XX века, государство стало выполнять функции, при­сущие ему как экономическому субъекту, осуществлять развитие госу­дарственной собственности и государственного предпринимательства.

Среди важнейших причин исторического роста государственного сектора в экономике следует назвать войны и необходимость нацио­нальной обороны, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизацию, проблемы ок­ружающей среды и эгалитаризм.

Государство осуществляет свои функции через правительство. Строго говоря, государство - это система отношений по организации совместной жизни и деятельности членов общества. Правительство -это властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов, через которые осуществляется контроль, управление, порядок в соблюдении конку­рентных правил, законов, нормативов и т.д.

Государство - самоорганизация общества, правительство - ис­полнительный орган этой организации. В совокупности правительст­во и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую в рамках законодательства.

Для истории становления и развития рыночной экономики харак­терны постоянные колебания от периодов расширения роли государс­тва в экономике к периодам его постоянного сужения и обратно. До сих пор не выработано единства мнений по вопросам государствен­ного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более то­го, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возло­жить на государство. Джон Стюрт Милль, представитель классиче­ской политической экономии, писал, что едва ли можно найти общее оправдание для всех многочисленных функций государства, кроме одного всеобъемлющего - целесообразности.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые ме­няются в зависимости от экономических задач, материальных воз­можностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о форми­ровании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном на­боре общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потреби­телей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функциони­рования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отноше­ний профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное регулирование включает в себя меры по ре­гулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закре­пления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничи­вается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках националь­ного образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию эко­номики и социальных условий, использование факторов экономиче­ского роста.

С этой целью используются:

Бюджетная и фискальная политика;

Денежно-кредитная политика;

Программирование;

Прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование ме­тода косвенного воздействия Центрального Банка на элементы рыночно­го механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются про­граммирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социаль­ные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, при структурной перестройке, приватиза­ции, послекризисной стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики в рамках довольно продолжительного периода - 4-5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правитель­ством Японии, Китая, Южной Кореи.

Они отличаются от планов командно-административной эконо­мики тем, что не имеют распределительного характера. Это индика­тивные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.

Прямые методы регулирования базируются на властнораспоря-дительных отношениях и сводятся к административному воздейст­вию на функционирование и результативность хозяйствования субъ­ектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, ре­гионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фон­дов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта, указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ос­лабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринима­тельства, или субсидирование предприятий негосударственного сек­тора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железно­дорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку кадров и проведение научных испытаний.

Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов...

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал...

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами... Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо...

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…

Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.

(Дж. Кейнс )

Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

Речь идёт о рыночной экономике;

Современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.

3) любой признак, который не указан в тексте:

Директивное (государственное) ценообразование.

Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

Пояснение.

1) преимущества:

Эффективность;

Гарантия экономической свободы;

Возможности для осуществления личного выбора;

Гарантия разнообразия жизни;

2) недостатки:

Неспособность обеспечить полную занятость;

Произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.

Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример, допустим:

Правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;

(Может быть приведён другой пример.)

2) две другие функции правительства, например:

Установление правовых рамок экономической деятельности;

Производство общественных благ;

Поддержание стабильности финансовой системы.

Могут быть названы другие функции

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) меры правительства:

Достаточно широкая социализация инвестиций;

Государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;

Учреждение централизованного контроля;

(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) опасности, например:

Подавление частной инициативы;

Ухудшение качества трудовых услуг.

Могут быть указаны другие опасности

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" - февраль 1990 г.).

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
2. Защита конкуренции.
3. Перераспределение доходов и богатства.
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Как составить смету на строительство и ремонт?
Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов