Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Fatca - что это за закон? Требования, цель и форма закона Fatca. FATCA - что это? Формы FATCA Fatca статус компании

ФАТКА - это русифицированная аббревиатура с английского языка, обозначающая Закон Соединённых Штатов Америки о соблюдении налогового законодательства в отношении счетов, открытых за рубежом (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act). Этот закон также называют «Законом о налогообложении иностранных счетов». В соответствии с этим законом, иностранные финансовые учреждения (зарегистрированные за пределами США) должны информировать Налоговую службу США (IRS - International Revenue Services) о так называемых «клиентах США»,
в том числе о тех, кто проживает за пределами США.

  1. В чём состоит цель ФАТКА?

ФАТКА была принята в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов американскими налогоплательщиками - владельцами счетов, открытых в финансовых учреждениях, находящихся за пределами США, или инвестиционных оффшорных инструментов.

Согласно требованиям ФАТКА, финансовые учреждения, находящиеся за пределами США, обязаны идентифицировать своих клиентов на основе определённых критериев, которые носят общее название «признаки Соединённых Штатов», и предоставлять в Налоговую службу США сведения о таких клиентах в соответствии с межправительственными договорами, подписанными между правительствами США и других стран.

  1. Когда начинают применяться положения ФАТКА?

КБ «КОМЕРЦБАНК» АО информирует Налоговую службу США напрямую (не посредством Министерства финансов Республики Молдова), в соответствии с Межправительственным соглашением 2-го типа, подписанным правительствами Республики Молдова и США 26 ноября 2014 года.

Согласно Межправительственному соглашению, КБ «КОМЕРЦБАНК» АО зарегистрировался на портале IRS и получил код GIIN (Global Intermediary Identification Number): VY0Z9.99999.SL.498 , выполнив требования ФАТКА.

  1. Кого затрагивает ФАТКА?

Положения ФАТКА затрагивают физических и юридических лиц, клиентов финансовых учреждений Республики Молдова, имеющих налоговые обязательства перед США и получающих облагаемые доходы за пределами США, а именно:

  1. американских граждан и американских налоговых резидентов;
  2. граждан без американского гражданства, но находящихся в США не менее 183 дней, которые подсчитываются следующим образом: все дни, в течение которых Вы находились в стране в течение текущего года (не менее 31 дня), и 1/3 количества дней, в течение которых вы находились в стране в течение года, непосредственно предшествующему текущему году, и 1/6 количества дней, в течение которых Вы находились в стране в течение второго года, предшествующего текущему;
  3. юридических лиц США;
  4. иностранных нефинансовых юридических лиц (non-SUA), существенными владельцами которых (с долей участия не менее 10%) являются американские граждане и налоговые резиденты.

Не являются резидентами США в налоговых целях: преподаватели, студенты, стажёры, которые временно находятся на территории США на основании виз следующих категорий: F, J, M şi Q.

  1. Что означает статус «ФАТКА»?

Статус «ФАТКА» - это статус, присваиваемый Банком тем своим клиентам, физическим и юридическим лицам, которые соответствуют критериям ФАТКА, и к которым Банк должен применить процедуры, предусмотренные ФАТКА.

  1. Как повлияет ФАТКА на клиентов?

Все клиенты КБ «КОМЕРЦБАНК» АО будут подвергнуты процедуре идентификации по установлению их принадлежности к владельцам счетов США. Владельцам счетов США будет присвоен статус «ФАТКА» в результате выявления у них «признаков США» и они должны будут предоставить информацию, запрашиваемую Банком.

  1. Каковы последствия для клиентов, которые откажутся сообщить Банку информацию, необходимую для установления статуса «ФАТКА»?

Клиенты, которые не предоставят сведения, на основании которых Банк сможет принять решение о присвоении им статуса «ФАТКА», будут квалифицированы как владельцы счетов США - отказники и информация о них будет предоставлена в Налоговую службу США.

  1. Что понимается под «клиентом-отказником»?

Под «клиентом-отказником» понимается владелец банковского счёта, физическое или юридическое лицо, которое:

  1. не ответил на запрос Банка о предоставлении документов, необходимых для присвоения статуса «ФАТКА» или сведений, необходимых для предоставления в Налоговую службу США (действующий формуляр W-9, правильное наименование и номер налогоплательщика США, др.);
  2. не дал согласия на предоставление Банком его персональных данных в Налоговую службу США.
  1. Что является идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN)?

Идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN) является номер, идентифицирующий американского налогоплательщика, используемый Налоговой службой США в администрировании налогов.

Номером налогоплательщика США может быть:

  1. SSN (Social Security Number) - номер социального страхования гражданина США;
  2. ITIN (Individual Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США;
  3. ATIN (Adoption Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США, для детей, усыновлённых в США.
  1. Что представляют собой формуляры W-9, W-8BEN и W-8BEN-E?

Банк использует сведения, указанные клиентами в формулярах W-9, W-8BEN и W-8BEN-E, для принятия решения о присвоении им статуса «ФАТКА». Клиенты самостоятельно заполняют и предоставляют эти формуляры в Банк. В противном случае клиенты будут считаться «клиентами-отказниками», что повлечёт за собой действия Банка, описанные выше.

Для заполнения указанных формуляров клиентам необходимо воспользоваться инструкциями по их заполнению, которые опубликованы на сайте Налоговой службы США (https://www.irs.gov):

Формуляр W-9 заполняется как физическими, так и юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, имеющего отношение к США.

Формуляр W-8BEN заполняется лишь физическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

Формуляр W-8BEN-E заполняется лишь юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

  1. Я являюсь клиентом КБ «КОМЕРЦБАНК» АО. Банк сообщил мне о том, что у меня есть признаки США. Обязан ли я предоставить Банку запрошенные им документы?

Вам рекомендуется предоставить в Банк запрошенные документы. В случае, если Вы не предоставите в Банк соответствующий заполненный формуляр, Вы будете считаться «клиентом-отказником» в отношении ФАТКА, а Банк будет вынужден сообщить сведения о Ваших счетах в Налоговую службу США, даже если они не подп

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года. Основная цель — предотвращение уклонения резидентов США от уплаты налогов. Для российских банков и многих других финансовых учреждений это означает, что начиная с 2016 года необходимо будет информировать налоговое управление США (IRS) обо всех находящихся у них счетах и доходах американских налоговых резидентов.

К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI - иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).

Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.

Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA (полный список присоединившихся финансовых организаций) .

В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время - в конце 2015 и начале 2016 года.

Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.

Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).

Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

  • Гражданство США.
  • Статус резидента, т. е. Green Card.
  • Место рождения в США.
  • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
  • Телефонный номер в США.
  • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
  • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
  • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.

Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:

  • США как страна учреждения или регистрации.
  • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.

В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3). Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:

Этап 1. Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.

Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.

Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966, выглядят следующим образом:

Клиент

Разрешил предоставлять сведения в IRS

Не разрешил предоставлять сведения в IRS

Описание

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).

Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений

Specified U.S. persons

Recalcitrant account holders that are U.S. persons

Часть 5 - один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса

Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons

Passive NFFE with substantial U.S. owner(s)

Recalcitrant account holders that are passive NFFEs

Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков

Recalcitrant account holders with U.S. Indicia

Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA

Non-participating FFI (NPFFI)

Клиенты, держащие в банке неактивные счета

Dormant Accounts

Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,- 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше - до 30 марта 2016 года.

Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN - идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.

Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) - индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.

Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).

Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства - федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…».

Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:

Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц - граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран - членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.

Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.

Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.

Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).

В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.

Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.

При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах - дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.

Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.

С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т. д.

Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т. д.

К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т. д.

Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т. д.

Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «Програмбанк. FATCA » .

Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

Одним из основных принципов банка «Возрождение» является соблюдение всех требований законодательства Российской Федерации, а также требований и законов, имеющих экстерриториальное действие и затрагивающих деятельность финансовых институтов Российской Федерации.

С 01 июля 2014 года вступили в силу требования закона Соединенных штатов Америки «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» Foreign Account Tax Compliance Act (далее - FATCA) в отношении физических лиц, с 01 января 2015 года вступают в силу требования FATCA в отношении юридических лиц. Банк «Возрождение» зарегистрировался в Налоговой службе США (IRS) как финансовый институт, присоединившийся к исполнению требований FATCA, и обязанный исполнять эти требования (Participating FFI).

Банку «Возрождение» присвоен идентификационный номер GIIN (Global Intermediary Identification Number): XHF4KB.00000.LE.643

В банке назначено ответственное лицо за исполнение требований закона FATCA, утверждены Правила идентификации налогоплательщиков США среди клиентов физических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой и Правила идентификации клиентов юридических лиц подпадающих под действие Закона США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act) и обновления сведений о них для целей реализации требований Закона (далее - Правила).

Критерии отнесения к категории клиента - иностранного налогоплательщика - физического лица, индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой определены в Приложении № 2 (PDF, 102,9 КБ) к соответствующим Правилам.

Критерии отнесения к категории клиента - иностранного налогоплательщика - юридического лица определены в Приложении № 2 (PDF, 157,8 КБ) к соответствующим Правилам.

Обратите внимание!

от клиента - иностранного налогоплательщика необходимой информации осуществляется путем заполнения Формы самосертификации клиента в целях FATCA.

Анкета налогового резидента - физического лица/ индивидуального предпринимателя в целях FATCA (PDF, 226,9 КБ)

Памятка для клиента - ФЛ по FATCA (PDF, 288,6 КБ)

Анкета налогового резидента - юридического лица, не являющегося кредитной организацией в целях FATCA (PDF, 454 КБ)

Памятка для клиента - ЮЛ по FATCA (PDF, 297,9 КБ)

Часто задаваемые вопросы

Что такое FATCA?

FATCA - (Foreign Accounts Tax Compliance Act) Закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам», который входит в состав пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США - Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010 г.

Основной целью закона FATCA является предотвращение уклонения налоговых резидентов США от уплаты налогов в казну США.

В связи с этим, закон FATCA устанавливает ряд требований к иностранным финансовым организациям по раскрытию информации и идентификации налогоплательщиков США, которые направлены на выявление лиц, которые уходят от налогообложения США путем сокрытия своих активов от налоговых органов США.

Подробную информацию о FATCA можно найти на официальном сайте Налогового ведомства США по адресу http://www.irs.gov.

В чем состоит обязанность финансовых организаций в рамках исполнения FATCA?

В целях исполнения требований FATCA финансовые организации проводят процедуры идентификации налоговых резидентов США среди своих Клиентов.

На ежегодной основе финансовые институты обязаны сообщать информацию о финансовых счетах, принадлежащих налоговым резидентам США.

Когда вступает в силу закон FATCA?

Процедуры идентификации физических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в целях FATCA вступили в силу с 01 июля 2014 года.

Самое главное!

Как повлияет закон FATCA на лиц, не являющихся налоговыми резидентами США?

В целях идентификации клиента, не являющегося налоговым резидентом США, ему необходимо отметить в Анкете или Договоре соответствующий пункт. При необходимости, работник Банка может выдать клиенту Форму самосертификации в целях FATCA, которую необходимо заполнить, отметив свое не отношение к налоговым резидентам США.

Какие документы необходимо представить налоговым резидентом США?

В целях идентификации налоговых резидентов США, клиентам необходимо отметить в Анкете или Договоре соответствующий пункт. Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму самосертификации в целях FATCA, в которой налоговые резиденты США должны указать Social security number (SSN) или Individual Taxpayer Identification Number (ITIN).

Кроме того, налоговым резидентам США необходимо дать согласие на представление своих персональных данных и сведений о счетах, остатках и оборотах в Налоговый орган США. Согласие на передачу информации в Налоговый орган США в соответствии с Федеральным законом от 28.06.

2014 № 173-ФЗ является одновременным согласием на передачу такой информации в Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Какие последствия влечет отказ налогоплательщика США представлять сведения о своем налоговом резидентстве и отказ дать согласие на представление данных в Налоговые органы США?

  • в случае непредоставления заключающим договор клиентом, в отношении которого у кредитной организации имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса кредитной организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг.
  • в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента - иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.
  • в случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту - иностранному налогоплательщику, после принятия кредитной организацией решения об отказе от совершения операций кредитная организация осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу клиента - иностранного налогоплательщика, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Каковы особенности идентификации юридических лиц в рамках FATCA?

Процедуры идентификации юридических лиц в целях FATCA вступают в силу с 01 января 2015 года.
В целях Вы обязаны представить Банку заполненную Форму самосертификации в следующих случаях:

  1. Ваша организация является Финансовым институтом;
  2. Ваша организация зарегистрирована/учреждена на территории США или подконтрольных территориях по законодательству США;
  3. В состав контролирующих лиц Вашей компании, которым прямо или косвенно принадлежит более 10% доли в компании, входит физическое лицо - налоговый резидент США или юридическое лицо, зарегистрированное/учрежденное в США.

Источник: http://www.vbank.ru/about/fatca/

Формы FATCA. Как и зачем заполнять

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию.

Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр.

финансовые институты, о чём подробнее напишу далее).

Полезный Совет!

Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

  • Model 1 IGA – финансовые институты страны отчитываются по американским клиентам в местные налоговые органы, а те в свою очередь автоматически передают информацию в федеральную налоговую службу Штатов.
  • Model 2 IGA – финансовые институты страны отчитываются об американских клиентах напрямую в федеральную налоговую службу Штатов (IRS).

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается.

Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции.

Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов.

О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

  • Выплаты из источников на территории США по процентным отчислениям, дивидендам, премиям, аннуитетам и т.д., а также другие регулярные выплаты (FDAP) из источников на территории США, начиная с 01 июля 2014 г (потому что все желающие финансовые институты должны были зарегистрироваться в IRC до 01 июля 2014 года).
  • Валовую выручку от продажи или распоряжения имуществом, на которую могут начисляться проценты или дивиденды от источников на территории США, начиная с 01 января 2017 г.
  • Начиная с 2017 г., 30% налоговых выплат также будут взиматься с конкретных иностранных сквозных платежей. Налоговые агенты будут передавать отчеты о соответствующих отчислениях в Федеральную налоговую службу.

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять.

Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу.

Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Обратите внимание!

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания.

Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США.

Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

  • Менее 50% составляет пассивный доход или активы, обеспечивающие пассивный доход;
  • Ценные бумаги котируются на организованных торгах;
  • Учреждена в Штатах и её акционеры американцы;
  • Правительство любой страны и его подразделения;
  • Холдинговые компании, финансирующие дочек, которые ведут активный бизнес и при этом не занимаются финансовой деятельностью, как было указано в определениях выше;
  • Компании, осуществляющие финансовую деятельность в интересах аффилированных лиц, не являющихся финансовыми компаниями;
  • Компании, которые пять лет как прекратили ведение финансовой деятельности.

Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Таким образом, если вы видите, что ваша компания относится к финансовым институтам – то у вас возникает обязательство присоединиться к FATCA и докладывать о своих американских клиентах. Если ваша компания пассивная нефинансовая – то вам надо сообщить в банк о своих бенефициарах.

Если же вы активная нефинансовая компания – то к вам минимальные требования — только подтвердить в форме свой статус. Можете смело заполнять. Если вдруг вы немного ошиблись или ваша компания поменяла статус, то в этом так же ничего страшного, банк вам сообщит об этом по мере выявления ошибок.

Никаких санкций за это не предусмотрено.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/formy_fatca_kak_i_zachem_zapolnyat/41513

Исполнение требований FATCA

В соответствии с требованиями закона Соединенных штатов Америки «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» Foreign Account Tax Compliance Act (далее - FATCA) в отношении физических и юридических лиц и Федерального закона от 28.06.

2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на банк возложена обязанность выявлять среди своих клиентов иностранных налогоплательщиков.

Энерготрансбанк зарегистрирован на портале Налоговой службы США (Internal Revenue Service, IRS) в целях исполнения требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) в качестве участвующего иностранного финансового института.
Банку присвоен идентификатор FATCA (Global Intermediary Identification Number, GIIN) GAEQE9.99999.SL.643
FATCA - (Foreign Accounts Tax Compliance Act) Закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам», который входит в состав пакета экономических мер, направленных на поддержание занятости населения США - Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010 г. Основной целью закона FATCA является предотвращение уклонения налоговых резидентов США от уплаты налогов в казну США. В связи с этим, закон FATCA устанавливает ряд требований к иностранным финансовым организациям по раскрытию информации и идентификации налогоплательщиков США, которые направлены на выявление лиц, которые уходят от налогообложения США путем сокрытия своих активов от налоговых органов США.

Подробную информацию о FATCA можно найти на официальном сайте Налогового ведомства США по адресу www.irs.gov.

В целях идентификации клиента, не являющегося налоговым резидентом США, ему необходимо отметить в Анкете или Договоре соответствующий пункт. При необходимости, работник Банка может выдать клиенту Анкету в целях FATCA, которую необходимо заполнить, отметив свое не отношение к налоговым резидентам США.

Самое главное!

Закон FATCA не предусматривает какой-либо обязанности финансовых организаций по информированию Налогового органа США о лицах, не являющихся налоговыми резидентами США. Таким образом, если клиент не относится к налоговым резидентам США, закон FATCA на него не влияет.

В целях идентификации налоговых резидентов США, клиентам необходимо отметить в Анкете соответствующий пункт. Лицам, указавшим на то, что они являются налоговыми резидентами США, будет предложено заполнить Форму самосертификации в целях FATCA, в которой налоговые резиденты США должны указать Social security number (SSN) или Individual Taxpayer Identification Number (ITIN). Кроме того, налоговым резидентам США необходимо дать согласие на представление своих персональных данных и сведений о счетах, остатках и оборотах в Налоговый орган США и в уполномоченные органы Российской Федерации (Банк России, Росфинмониторинг, ФНС).

Банк имеет право запросить у клиентов дополнительные документы, которые необходимо представить в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»:

  • - в случае непредоставления заключающим договор клиентом, в отношении которого у кредитной организации имеется обоснованное, документально подтвержденное предположение, что клиент относится к категории клиентов - иностранных налогоплательщиков, информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления запроса кредитной организации согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счета (вклада) или иного договора, предусматривающего оказание финансовых услуг;
  • - в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента - иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора;
  • - в случае поступления денежных средств на банковский счет (вклад), открытый клиенту - иностранному налогоплательщику, после принятия кредитной организацией решения об отказе от совершения операций кредитная организация осуществляет возврат платежей, поступающих в пользу клиента - иностранного налогоплательщика, на счета плательщиков в банках-отправителях.
  • Процедуры идентификации юридических лиц в целях FATCA вступили в силу 01 января 2015 года.
    В целях идентификации Клиенту необходимо представить Банку заполненную Форму самосертификации в следующих случаях:

  • - организация является Финансовым институтом;
  • - организация зарегистрирована/учреждена на территории США или подконтрольных территориях по законодательству США;
  • - в состав контролирующих лиц Вашей компании, которым прямо или косвенно принадлежит более 10% доли в компании, входит физическое лицо - налоговый резидент США или юридическое лицо, зарегистрированное/учрежденное в США.
  • Источник: http://www.energotransbank.com/about/requirements-fatca/

    Сбербанк уведомляет о регистрации в целях FATCA

    30 июня 2014 года, Москва – В связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA) Сбербанк России осуществил регистрацию в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA). Индивидуальный идентификационный номер: JPCJ0H.00028.ME.643.

    FATCA нацелена на сбор информации об американских налогоплательщиках.

    Настоящим информируем клиентов – физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров со Сбербанком России (далее – Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

    В случае если на момент Вашего обращения в Банк после 1 июля 2014 года для заключения договора по любой услуге у Вас отсутствуют действующие счета в Банке, Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее — Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

    В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

    В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы.

    FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – это Закон США «О налогообложении иностранных счетов», целью которого является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов американских налогоплательщиков, полученных через финансовые институты за пределами США. К числу американских налогоплательщиков вне зависимости от фактического местонахождения лица относятся:

    • граждане США;
    • американские компании;
    • налоговые резиденты США.

    Для исполнения основной цели закона FATCA – контроль за финансовыми счетами американских налогоплательщиков – все финансовые и нефинансовые институты должны:

    • осуществлять идентификацию своих клиентов как американских, так не относящихся к США юридических и физических лиц;
    • предоставлять в Налоговую службу США информацию об инвестициях и доходах американских налоговых резидентов и сведения о лицах, отказавшихся предоставить информацию для идентификации, а также о лицах, не участвующих в применении требований FATCA.

    Участники процесса:

    1. финансовые институты, расположенные в США;
    2. иностранные финансовые институты;
    3. нефинансовые иностранные организации.

    Положения FATCA требуют от финансовых институтов заключения договора с Налоговой службой США путем регистрации на портале Налоговой службы США (IRS). НКО АО НРД (далее – «НРД») осуществил регистрацию в Налоговой службе США в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating FFI). По результатам регистрации присвоен Глобальный идентификационный номер посредника (GIIN) – XNBBND.00000.LE.643.

    НРД зарегистрирован в качестве Ведущей компании (Lead FFI) для группы Московская биржа.

    В связи с тем, что НРД принял на себя обязательство в полной мере соблюдать требования FATCA, клиентам необходимо осуществить ряд действий:

    1. Заполнить Анкету идентификации лица в соответствии с нормами и положениями закона FATCA (далее – «Анкета FATCA/CRS»)
    2. Предоставить дополнительные документы при необходимости

    Указанные требования распространяются на всех клиентов при заключении следующих договоров:

    • Договор банковского счета
    • Договор счета депо владельца
    • Договор междепозитарного счета депо
    • Договор счета депо доверительного управляющего
    • Договор счета депо иностранного номинального держателя
    • Договор казначейского счета депо

    В случае невыполнения требований закона FATCA могут иметь место негативные последствия: отказ от заключения договора, расторжение договора с клиентом и закрытие соответствующего счета или применение 30% ставки налога с доходов из источников в США, а впоследствии – с валовых поступлений из США и транзитных платежей.

    CRS (Common Reporting Standard) – Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, разработанный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития).

    CRS – это международный аналог FATCA, направленный на увеличение налоговой прозрачности и предотвращение глобального уклонения от уплаты налогов.

    Российская Федерация в мае 2016 года подтвердила свое участие в выполнении требований CRS.

    Описание процесса идентификации для целей FATCA/CRS:

    Новые клиенты

    Существующие клиенты

    1. Клиент на сайте ПАО Московская Биржа по следующей ссылке http://moex.com/ru/fatca заполняет электронную форму Анкеты FATCA/CRS и сохраняет ее в zip файл [кнопка «Получить zip файл»].
    2. Если в процессе формирования Анкеты FATCA/CRS требуется заполнение и предоставление дополнительных документов, в частности форм W-9 и W-8, Клиент распечатывает необходимую форму непосредственно из Анкеты FATCA/CRS или с сайта Налоговой службы США (IRS), заполняет и подписывает данные формы уполномоченным лицом , после чего прикрепляет отсканированный файл в формате. Рекомендуется сохранять файл в формате pdf.
    3. Клиент направляет в НРД Анкету FATCA/CRS (сформированный zip файл) следующими способами:
      • через ЛРМ СЭД НРД (ПО «Луч»): необходимо выбрать команду Документы\Создать\Анкета FATCA /CRS, на экранной форме документа прикрепить zip-файл (поле «Имя файла») и направить документ в адрес NDC000000000, используя стандартный функционал ПО «Луч».
      • через WEB-сервисы: необходимо переименовать zip-файл в соответствии с правилами ЭДО, подписать zip-файл электронной подписью, в сертификате ключа которой указана область действия «Электронный документооборот НКО АО НРД», и направить в НРД с использованием WEB-сервиса как стандартный пакет ЭДО.
      • через службу SWIFT FileAct Store-and-Forward: необходимо просто направить сформированный zip-файл без подписания электронной подписью.
    4. Если в процессе проверки Анкеты FATCA/CRS и дополнительных документов возникли ошибки или документы оформлены не должным образом, НРД направляет клиенту Уведомление об обработке Анкеты идентификации юридического лица в соответствии с нормами и положениями закона FATCA 1 с указанием причины, по которой Анкета FATCA/CRS не принята НРД.
    5. При положительных результатах проверки Анкеты FATCA/CRS и дополнительных документов НРД направляет клиенту в порядке, установленном Правилами ЭДО НРД, Уведомление об обработке Анкеты FATCA/CRS, в котором указываются присвоенные клиенту FATCA-статус, CRS-статус. В случае если Анкета FATCA/CRS была направлена в НРД через SWIFT FileAct, то и Уведомление об обработке будет направлено Клиенту через SWIFT FileAct.
    6. В случае необходимости внести изменения в ранее созданную Анкету FATCA/CRS клиент имеет возможность загрузить на сайте ПАО Московская Биржа ранее сформированный zip файл и отразить изменения в Анкете FATCA/CRS, после чего необходимо выполнить ранее перечисленные шаги.

      Обращаем Ваше внимание на то, что Клиент должен уведомить НРД о любом изменении информации, ранее предоставленной в Анкете FATCA и дополнительных документах, посредством повторного заполнения Анкеты FATCA/CRS.

      1 - Информация о формате и спецификации данного Уведомления размещена на официальном сайте НРД на странице «

    В банковской среде возник серьёзный ажиотаж после вступления в силу американского закона, известного как FATCA. Что это означает и как расшифровывается данная аббревиатура? Акт о налогообложении заграничных счетов является федеральным законом (Foreign Account Tax Compliance Act), направленным на принуждение американских граждан, в том числе постоянно живущих за пределами США, к составлению ежегодных деклараций, касающихся их зарубежных финансовых активов.

    Международное сотрудничество

    Практическое применение этого положения требует содействия со стороны банковских учреждений всех стран мира. Принятый в 2010 году закон обязывает зарубежные финансовые организации проверять наличие гражданства США у своих клиентов. Важно заметить, что не только обладание американским паспортом означает необходимость уплаты налогов в этой стране. Факт рождения на территории США и некоторые другие условия могут стать причиной присвоения статуса лица, подотчётного Службе внутренних доходов и подпадающего под действие закона FATCA. Что это за организация? Служба внутренних доходов является главным федеральным органом, ответственным за сбор налогов и соблюдение финансового законодательства.

    Задачи

    По неофициальной информации, постоянно живущие в других странах американские граждане не были основными целями FATCA. Главная задача заключалась в выявлении заграничных активов резидентов США, не задумывающихся об эмиграции, но предпочитающих держать свои деньги за пределами родины. По расчётам создателей закона FATCA, возвращение таких налогоплательщиков в поле зрения фискальных органов должно было заметно увеличить поступления в государственный бюджет. По некоторым оценкам, новые правила касаются примерно 9 миллионов человек. Закон FATCA требует даже о компаниях и корпорациях, не относящихся к юрисдикции США, если в их состав входят американские граждане.

    Аналогии

    В мире практически невозможно найти другое государство, применяющее такие драконовские меры в сфере налогообложения. Эритрея проводит похожую политику в отношении своих граждан, постоянно живущих за рубежом. Но эта африканская страна предлагает экс-патриотам добровольный порядок уплаты налогов. Уникальность требований FATCA заключается в том, что они распространяются не только на граждан. Под действие этого закона подпадают лица, обозначенные необычной формулировкой "персоны, имеющие обязательства по отношению к США с точки зрения налогообложения".

    По неподтверждённым данным, потери государственного бюджета, причиной которых является сокрытие гражданами своих иностранных активов, составляют примерно 100 миллиардов долларов в год. Однако достоверно определить объём незадекларированных доходов не представляется возможным.

    Участие банков

    Американский закон FATCA воплощается на практике двумя основными путями. Он требует от иностранных финансовых организаций заключения соглашения со Службой внутренних доходов. В соответствии с этим договором, банки принимают на себя обязанность идентификации в своих базах данных клиентов, относящихся к категории американских налогоплательщиков. Финансовые учреждения должны раскрывать информацию о владельцах счетов, соответствующих статусу FATCA. Что это означает? Имена, адреса и транзакции лиц, заподозренных банками в наличии обязательств по уплате налогов в США, становятся известны Службе внутренних доходов. Информация по некоторым видам счетов не раскрывается. В основном это касается пенсионных накоплений, на которые распространяются налоговые льготы.

    Индивидуальное раскрытие информации

    Граждане США, имеющие заграничные финансовые активы, должны самостоятельно сообщать о них Службе внутренних доходов путём заполнения специальной формы. FATCA предусматривает штраф в размере 40 % от суммы денежных средств, хранящихся на иностранном счёте, в случае сокрытия информации о его существовании от американских властей. Сведения о зарубежных активах могут подвергаться перекрестной проверке при помощи финансовых учреждений, заключивших соглашение со Службой внутренних доходов.

    Идентификация

    Существует список стандартных признаков, свидетельствующих о вероятной принадлежности клиента банковской организации к категории лиц, подпадающих под определение FATCA status. Что это за критерии? Финансовые учреждения обращают внимание на факт рождения владельца счёта на территории США. Стоит заметить, что это служит веским основанием для получения гражданства этой страны. Другим признаком является наличие в Соединённых Штатах телефонного номера, места жительства или почтового адреса, даже в виде арендованного абонентского ящика. Подозрение могут вызвать осуществляемые клиентом денежные переводы на счета в американских банках.

    Проверка

    Финансовые учреждения, сотрудничающие с налоговыми органами США, просят своих клиентов заполнить специальную анкету FATCA. Что это такое? Данная форма содержит вопросы, позволяющие выявить лиц, подпадающих под действие закона. Анкета, вызвавшая подозрения, становится предметом дальнейшего разбирательства. В России в случае неспособности клиента документально опровергнуть предположения о наличии статуса американского налогоплательщика, банк предлагает ему подписать официальное согласие на сообщение личных данных и информации о транзакциях властям США. Если владелец счёта отказывается это сделать, финансовая организация имеет право прекратить обслуживание.

    Способы взаимодействия

    Существуют два варианта сотрудничества банков с американскими налоговыми властями в рамках реализации закона FATCA. Что это за схемы? Первая модель предусматривает передачу кредитными организациями информации правительству своей страны. Затем государственные власти делятся сведениями с фискальными службами США. Вторая модель построена на прямом взаимодействии банков и американских налоговых органов. Российские финансовые учреждения участвуют в реализации на практике акта о заграничных активах в соответствии с первой схемой и на начальном этапе снабжают необходимой информацией Центробанк и Росфинмониторинг, которые принимают окончательное решение о передаче сведений Службе внутренних доходов США.

    Способы оказания давления

    Американскому правительству пришлось применить некоторые жёсткие методы воздействия на иностранные банки для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству в рамках осуществления закона FATCA. Что это за рычаги влияния? Закон о заграничных активах предусматривает серьёзные штрафы и санкции за отказ от заключения соглашения, вплоть до ограничения доступа к мировой резервной валюте. В число способов оказания давления входит удержание 30 % от сумм транзакций владельцев банковских счетов, не выполняющих требования о предоставлении информации американским налоговым властям.

    Поступления в бюджет

    Экспертные оценки финансовой эффективности закона о заграничных активах сильно расходятся. По подсчётам Комитета Конгресса по налогообложению, применение акта ежегодно приносит в государственный бюджет около 800 миллионов долларов. Оценки независимых аналитиков более пессимистичны. По их мнению, исполнение этого закона в добровольном и принудительном порядке обеспечивает поступления в американский бюджет в размере от 250 до 400 миллионов долларов в год. Однако даже самые оптимистичные цифры не идут ни в какое сравнение с многомиллиардными потерями, связанными с уклонением от уплаты налогов путём размещения капиталов в иностранных юрисдикциях.

    Критика

    По мнению ряда экспертов, затраты финансовых учреждений, вызванные соблюдением требований FATCA, в несколько раз превышают сумму, возвращённую при помощи этого закона в государственный бюджет США. Акт об иностранных счетах сократил количество случаев ухода от налогообложения примерно на 1 %.

    Механизм принуждения к исполнению закона, основанный на таких карательных методах, как удержание денежных сумм при транзакциях в американской банковской системе, приводит к нежеланию финансовых институтов делать инвестиции в юрисдикции США.

    Жёсткой критике подвергается концепция налогообложения, главным критерием которой является гражданство, а не постоянное место жительства. С точки зрения властей США, американские экс-патриоты автоматически превращаются в финансовых преступников. В соответствии со статистическими данными, за последние несколько лет значительно выросло число случаев отказа от гражданства этой страны.

    Внедрение FATCA противоречило законам некоторых государств. Например, до 2014 года российским банкам не разрешалось передавать иностранным властям информацию о своих клиентах. Этот запрет был снят с целью защиты финансовых учреждений от штрафов и санкций, связанных с новым американским законом.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
    Как составить смету на строительство и ремонт?
    Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов