Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государство унитарное.

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других - законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 - в Италии и 17 - в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом - диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

Основная статья: Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета.

[править]Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

[править]Виды унитарных государств

§ Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

§ Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

§ Территориальная автономия - определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

§ Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

§ Централизованное унитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

§ Децентрализованное унитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

[править]Регионалистское государство

Основная статья: Регионалистское государство

Регионалистское государство (также региональное ) - сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы наделены довольно широкими полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия , Испания , Шри-Ланка , ЮАР .


Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма кфедерализму , происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. ВЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции . Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе - губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы . В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется Конституционным судом .

[править]Федерация

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

[править]Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

[править]Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

§ Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

§ Национальная федерация - федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

§ Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

§ Конституционная федерация - федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

§ Договорная федерация (союзная) - федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

§ Смешанная федерация (конституционно-договорная) - государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

[править]Конфедерация

Основная статья: Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen - управление) - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

6. - И. И. Санжаревский

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

2.8. Правовое государство и его признаки

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

Права и свободы человека;

Равенство всех перед законом;

Принцип разделения властей;

Разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом "правового государства" является англ. Rule of Law - "господство права".

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

Наличие развитого гражданского общества;

Действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

Правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

Возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

Ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение - упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени - оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII - XVIII века).

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).

3) Разделение властей

Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Права и свободы человека

Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.

Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления.

Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».

Введение……………………………………………………………………………3

1 Форма государственно-территориального устройства. ………………………5

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства………………………..10

2 Унитарные государства в современном мире…………………………………14

Заключение.………………………………………………………………………...22

Глоссарий…………………………………………………………………………..23

Список использованных источников …………………………………………….25

Приложение...………………………………………………………………….......27

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1глава основной части

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления .

2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация - это государствен­ный союз государств . То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

При котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания

Включайся в дискуссию
Читайте также
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Как составить смету на строительство и ремонт?
Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов