Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Налоговые агенты и их обязанность по уплате ндс. Какие проводки составляет налоговый агент по ндс Обязанность по исчислению ндс возникает

В Письме от 14.08.2017 № 03 07 14/51894 Минфин сообщил о разработке законопроекта, в случае принятия которого будет проведен некий эксперимент по возложению обязанностей уплаты НДС на покупателей - налоговых агентов. Пока речь идет о реализации отдельных видов продукции. Но по итогам проведения такого эксперимента можно сделать вывод о целесообразности более широкого применения обозначенного порядка…

Догадались? Речь пойдет (теперь уже) о законе, согласно которому обязанность по уплате НДС вместо продавцов будут выполнять покупатели. Продукция, которая будет участвовать в эксперименте по уплате НДС, - металлолом и сырые шкуры животных. А в чем суть нововведений, расскажем далее

25.01.2018

Для чего?

Ранее (до 2008 года) реализация лома черных и цветных металлов облагалась НДС. Однако схемы хищений налога (заготовка и реализация через подставные фирмы, незаконное возмещение НДС из бюджета) в этой области тогда процветали. Чтобы решить проблему, было введено освобождение операций по их реализации от налогообложения. Так в п. 2 ст. 149 НК РФ появился пп. 25.

К сведению

Напомним, налогоплательщики, совершавшие перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, вправе не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149).

Порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287. Исключением является реализация лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. Такая реализация не облагается НДС независимо от наличия лицензии (Письмо Минфина России от 02.09.2015 № 03 07 07/50555).

В общем то, положительного эффекта законодатель достиг на несколько лет. Но начиная с 2011 - 2012 годов были отработаны новые схемы нарушений уплаты НДС уже на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. И внедренные в дальнейшем способы проверки налога (программа АСК НДС-2) ситуацию не исправили. Поэтому вопрос о внесении изменений в законодательство, направленных на исключение возможности уклонения от уплаты налога при производстве и реализации продукции из лома и отходов, возник вновь.

Что предпринято законодателем?

Продавцам экспериментальных товаров.

Когда НДС не исчисляется, а когда исчисляется?

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335 ФЗ признал утратившим силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, тем самым реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 опять введена в налогооблагаемый оборот, но своеобразно. Уплачивать налог будут налоговые агенты - покупатели товаров (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Это следует из введенных в ст. 166 «Порядок исчисления налога» и 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» НК РФ п. 3.1 и 8 соответственно.

«Агентский» список пополнен реализацией на территории РФ следующих товаров (далее - экспериментальные товары):

Сырых шкур животных;

Лома и отходов черных и цветных металлов;

Алюминия вторичного и его сплавов.

К сведению

В целях применения НК РФ сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке.

Алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности .

В частности, определено: при реализации указанных товаров налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом налога (абз. 1 п. 8).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 или 145.1 НК РФ.

Буквально из нормы НК РФ следует: налоговая база при реализации «освобожденцами» экспериментальных товаров определяется без учета налога. А вот о «спецрежимниках», которые не признаются налогоплательщиками, заметим, здесь нет никаких упоминаний.

Вместе с тем из абз. 6 п. 8 следует более четкий подход к «особой» категории продавцов, в частности к тем, кто:

Освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

Не является налогоплательщиком.

(Что помешало законодателю абз. 1 п. 8 составить четче?)

Названные лица в договоре и первичном учетном документе делают соответствующую отметку - «Без налога (НДС)».

Обратите внимание

Если отметка «Без налога (НДС)» в договоре, первичном учетном документе окажется дезинформацией, в дальнейшем НДС будет платить сам продавец экспериментальных товаров, а не покупатель - налоговый агент (абз. 7 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Еще один важный момент. Продавцы - «освобожденцы» и «спецрежимники» могут утратить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1 (в виде уплаты ЕСХН), 26.2 (УСНО), 26.3 (в виде уплаты ЕНВД) и 26.5 (ПСНО). Тогда они (на что указано в абз. 8 п. 8) исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации экспериментальных товаров начиная с периода, в котором перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Подведем итог. По общему правилу продавцы при реализации экспериментальных товаров НДС не исчисляют. Такая обязанность ложится на них лишь в следующих случаях:

  • при продаже названных товаров «физикам», не являющимся индивидуальными предпринимателями;
  • при недостоверно указанных в документах сведений (о том, что продажа осуществляется без учета НДС);
  • при утрате права на применение освобождения от исполнения обязанностей по НДС либо применение специального налогового режима;
  • при реализации товара, к которой применяется нулевая ставка по НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 (п. 3.1 ст. 166 НК РФ).

Когда налог предъявляется, а когда не предъявляется?

В общем случае налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) при реализации дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога (абз. 1 п. 1 ст. 168 НК РФ). То же - при получении предварительной оплаты продукции (абз. 2).

Однако положения настоящего пункта не применяются к реализации экспериментальных товаров (в п. 1 ст. 168 введен абз. 3). Но с исключениями, к которым законодатель отнес реализацию товаров:

По ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164);

Физическим лицам - не коммерсантам.

Только в обозначенных случаях НДС к оплате покупателю продавец не предъявляет. Как указано выше, о налоге он «позаботится» сам.

Пример 1

При демонтаже (ликвидации) объекта ОС компанией, находящейся на традиционной системе налогообложения, получен металлолом (лом черных металлов), рыночная стоимость которого установлена на основании прейскурантных цен специализированной организации, занимающейся сбором и переработкой вторичного сырья, в сумме 82 600 руб. Металлолом продан физическому лицу за 82 600 руб. (в том числе НДС).

В данном случае НДС (в сумме 12 600 руб.) продавец определяет самостоятельно в обычном порядке. «Отгрузочный» НДС будет отражен в разд. 3 декларации по НДС.

А вот в других ситуациях (в том числе при продаже экспериментальных товаров «освобожденцами», «спецрежимниками»), получается, обязанность предъявления налога покупателю у продавца остается. Впрочем, автор статьи отступил бы от формулировок НК РФ и выразился иначе, поскольку речь идет об обязанности «передачи» налога покупателю - налоговому агенту. Однако покупатель при таких обстоятельствах НДС не уплачивает (в договоре и «первичке» продавцом сделана отметка - «Без налога (НДС)»).

Счет-фактура: как составлять?

В силу п. 5 ст. 168 при реализации товаров налогоплательщиками, освобожденными по ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. На указанных документах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации налогоплательщиками экспериментальных товаров, а также при получении предоплаты (полной, частичной) в счет предстоящих поставок экспериментальных товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры (при необходимости) без учета сумм налога.(Предполагаем, что в счете-фактуре из стоимостных показателей продавец будет отражать только стоимость товаров без учета налога.) При этом в названных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (абз. 2, дополнивший п. 5 ст. 168 НК РФ).

А нужно ли регистрировать такой счет-фактуру в книге продаж? Или это должен сделать покупатель - налоговый агент? Пока ответов на поставленные вопросы нет.

Покупателям экспериментальных товаров.

Об исчислении налога.

Как уже было отмечено, обязанность исчисления и уплаты НДС лежит на покупателе экспериментального товара - налоговом агенте. Он определяет (расчетным методом) сумму налога и уплачивает ее в бюджет вне зависимости от того, исполняет ли обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Таким образом, покупатели (за исключением «физиков») исчисляют НДС при покупке экспериментального товара, будучи (в том числе) «освобожденцами» или «спецрежимниками».

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ПСНО (п. 11 ст. 346.43 НК РФ) или уплачивающие ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), а также лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), от обязанностей налоговых агентов не освобождены.

Вместе с тем, если экспериментальный товар приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика, или «спецрежимников», НДС покупатели не рассчитывают и не уплачивают (ведь в договоре, «первичке» продавец отметит - «Без налога (НДС)»).

С этим более-менее понятно. Но как быть в ситуации, когда в качестве продавца экспериментального товара выступает физическое лицо? Федеральный закон № 335 ФЗ об этой ситуации умалчивает. Очевидна ли она законодателю? Мне, автору статьи, к сожалению, нет.

Смоделируем ситуацию. Предположим, что организация принимает от физических лиц за плату лом черных и цветных металлов. В силу абз. 10 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54 ФЗ она использует ККТ. Возлагается ли на нее в данной ситуации обязанность исполнения роли налогового агента? Или нужно рассуждать так: «физик» не является плательщиком НДС. Значит, рассчитывать и уплачивать налог организация, принявшая у него за плату экспериментальный товар, не должна.

Ну а если должна, то как это сделать? Рассчитать налог «сверху» и уплатить за счет собственных средств? И как провести операцию через ККТ? Можно ли воспользоваться вычетом «агентского» НДС, уплаченного за счет собственных средств? Вопросы… ответы на которые, надеемся, дадут официальные органы в ближайшее время.

Но продолжим знакомиться с Федеральным законом № 335 ФЗ.

Момент определения налоговой базы для исчисления сумм НДС соответствует тому, что установлен для налоговых агентов, указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ (изменен п. 15 ст. 167 НК РФ). Это наиболее ранняя из следующих дат:

День отгрузки (передачи) экспериментальных товаров;

День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Пример 2

Покупатель - плательщик НДС перечислил аванс продавцу (также применяет ОСНО) под предстоящую поставку лома черных и цветных металлов в размере 236 000 руб.

Исчисляет «авансовый» НДС в данном случае покупатель - налоговый агент.

А если речь идет об «отгрузочном» налоге? Как правильно определить дату отгрузки?

Минфин подчеркивает, что таковой является дата первого первичного документа, оформленного продавцом на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (Письмо от 28.08.2017 № 03 07 11/55118). Однако может сложиться ситуация, когда продавец выпишет товарную накладную (ф. ТОРГ-12) в конце квартала, а покупатель получит ее уже в следующем налоговом периоде. На какую дату ориентироваться покупателю при исчислении НДС?

О вычете «агентского» НДС.

Теперь что касается вычетов «агентского» НДС - у покупателей (налоговых агентов) есть такое право в силу следующих (скорректированных) норм НК РФ:

1) по «отгрузочному» налогу - абз. 1 п. 3 ст. 171 НК РФ; норма дает право на вычет сумм налога:

Уплаченных в соответствии со ст. 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2, 3 и 6 ст. 161;

Исчисленных налоговыми агентами, поименованными в п. 8 ст. 161 НК РФ;

2) по «авансовому» налогу - п. 12 ст. 171 НК РФ; вычетам подлежат и суммы налога, исчисленные налоговым агентом с сумм предоплаты за экспериментальные товары.

Как видим, речь идет именно об исчисленных, а не уплаченных налоговыми агентами суммах налога.

Основанием для вычета является счет-фактура, составленный продавцом, с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Возникает вопрос: вправе ли покупатель заявить НДС, если он не является плательщиком НДС (освобожден от обязанностей налогоплательщика), но располагает счетом-фактурой продавца (плательщика НДС) с соответствующей отметкой об исчислении «агентского» налога?

Ответ - в скорректированном абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ: положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой либо исчислил налог в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ.

Иными словами, все как обычно; покупатель - налоговый агент, исчисливший НДС, имеет право на вычет «агентского» НДС при условии, что экспериментальный товар приобретен им:

Для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170, то есть по которым налог учитывается в стоимости товаров);

Для перепродажи.

Значит, применить вычет «агентского» НДС покупатели - «спецрежимники» и «освобожденцы» не вправе.

Пример 3

При демонтаже (ликвидации) объекта ОС компанией, освобожденной от исполнения обязанностей по ст. 145 НК РФ, получен металлолом (лом черных металлов), рыночная стоимость которого установлена на основании прейскурантных цен специализированной организации, занимающейся сбором и переработкой вторичного сырья, в сумме 100 000 руб. Металлолом продан специализированной организации за 110 000 руб.

В договоре, в первичном учетном документе, акте, а также в счете-фактуре компания - продавец лома черных металлов сделала отметку «Без налога (НДС)».

Организация-покупатель (плательщик НДС) - налоговый агент в данном случае НДС не исчисляет.

Продавцу будет перечислена сумма в размере 110 000 руб.

Пример 4

Воспользуемся условиями предыдущего примера с той лишь разницей, что продавец является плательщиком НДС. А организация-покупатель применяет УСНО.

В силу п. 5 ст. 346.11 НК РФ «упрощенцы» не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

В данном случае покупатель, выполняя роль налогового агента, исчислит НДС расчетным путем. В итоге получит сумму 16 780 руб. (110 000 руб. / 118 х 18), которая уплачивается в бюджет.

Продавцу, соответственно, будет перечислена сумма (оплата товара) за минусом НДС - 93 220 руб. (110 000 - 16 780).

Заметим: по данному вопросу, не исключено, будут возникать споры о сумме, которую должен получить продавец. Если по условиям нашего примера оговорено, что таковая составляет 110 000 руб., то, по сути, покупателю придется начислять НДС сверх цены товара. Четких разъяснений по данному вопросу нет.

И еще. Покупатель располагает счетом-фактурой продавца, на котором содержится отметка «НДС исчисляется налоговым агентом», но заявить вычет «агентского» НДС, будучи «упрощенцем», он не вправе.

Пример 5

Воспользуемся условиями примера 2, согласно которым покупатель экспериментального товара исчисляет «авансовый» НДС с перечисленной им предоплаты.

Будучи плательщиком НДС, покупатель (налоговый агент) вправе заявить вычет с предоплаты в сумме исчисленного налога. Вычет возможен при соблюдении стандартных условий: получен счет-фактура на аванс от продавца и в договоре есть условие о предварительной оплате товара (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Скажем несколько слов об изменении (увеличении либо уменьшении) стоимости экспериментальных товаров (с учетом налога) после их реализации. Учитывает это изменение покупатель товара - налоговый агент. Увеличение стоимости производится по общему порядку, предусмотренному п. 10 ст. 154 НК РФ (то есть за тот налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ). При уменьшении стоимости товаров покупатель примет к вычету разницу между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгрузки до и после такого уменьшения (абз. 1 п. 13 ст. 171 НК РФ).

И еще. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется (в силу введенного в ст. 173 п. 4.1) по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 , увеличенная на суммы налога, восстановленные по пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, установленных п. 3 ст. 172 НК РФ. Следовательно, если покупатель является плательщиком НДС, сумма налога к уплате по таким операциям будет равна нулю.

Налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ, обязан представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25 го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Но чтобы правильно заполнить разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента» (вычеты «агентского» НДС, напомним, отражаются в разд. 3 декларации), нужны коррективы декларации.

Итак, покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных с 01.01.2018 будут удерживать НДС у поставщиков и перечислять его в бюджет в качестве налоговых агентов. Освобождение от обязанностей налогового агента, даже если покупатель не намерен использовать товары в деятельности, облагаемой НДС, закон не пре-дусматривает. В этой связи стоит напомнить, что согласно ст. 122 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперчисление в установленный срок налогов грозит штрафом в 20% суммы налога.

Однако не все ответы на вопросы прописаны в законе четко. Многие из них нуждаются в дополнительных разъяснениях. Не совсем ясно, как поступать в ситуации, когда в качестве продавца товаров выступает физическое лицо. Или как покупатель обязан поступить с НДС, если товар им получен, но не оплачен (например, по причине отсрочки платежа). В этом случае удержать и перечислить налог в бюджет налоговый агент не в силах. Уплачивается ли НДС за счет собственных средств? Но таких требований законодатель не предъявлял.

Будем информировать читателя по мере появления разъяснений официальных органов.

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 ст.

Определяется в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Здесь, напомним, сказано, что сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164, а также при реализации экспериментальных товаров «физикам».

Здесь говорится о восстановлении покупателем принятого ранее «авансового» НДС.

Речь идет о восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузки в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров. Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгрузки до и после такого уменьшения.

Речь идет о вычетах «агентского» НДС (п. 3), налога, исчисленного продавцом и вычитаемого им в случае возврата товаров покупателем (п. 5), начисленного продавцом и перечисленного покупателем «авансового» НДС (п. 8 и 12), а также о вычетах НДС у продавца в случае изменения стоимости отгрузки.

Налоговый агент по НДС - это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога. О том, какие обязанности предусмотрены для налоговых агентов по НДС, какие нужно делать бухгалтерские проводки по начислению и уплате налога, читайте в нашей статье.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС только в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 19.10.2011 № 03-07-08/291, 12.07.2011 № 03-07-08/214, 02.11.2010 № 03-07-08/304, 09.04.2010 № 03-03-06/2/70 и 20.11.2009 № 03-07-08/238, УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 № 19-11/75191);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом» .

  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕНВД, ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 30.12.2011 № 03-07-14/133, 05.10.2011 № 03-07-14/96, 28.06.2010 № 03-07-14/44, 22.06.2010 № 03-07-08/181, 26.05.2010 № 03-07-14/38 и 29.04.2010 № 03-07-14/30).

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — -это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента - проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Перечислен аванс арендодателю за квартал

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

Перечислен НДС налоговым агентом

Начислена арендная плата за месяц

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

Зачтен аванс

Принят НДС к вычету

60.01 - расчеты с поставщиками;

60.02 - расчеты с поставщиками по авансам выданным;

76НА - расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.32 - НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.02 - расчеты с бюджетом по НДС;

19.04 - НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Как получить вычет в отчетном году у налогового агента

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

  1. В наличии платежные документы, подтверждающие, что удержанный НДС был перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
  2. Приобретаемое имущество, работы, услуги используются для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

  1. Налоговый агент правильно выставил счет-фактуру за продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
  2. Налоговый агент принял к учету товары (работы, услуги) (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Однако в случае приобретения у иностранного продавца работ и услуг есть свои особенности, прочитать о которых вы можете в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца» .

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа . Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.

Правовые основания, в силу которых Поставщик обязан уплатить НДС "за Покупателя", если Покупатель самостоятельно не исполнил обязанность по уплате НДС.

Ответ

Поставщик при реализации товаров обязан начислить НДС к уплате в бюджет и предъявить к оплате.

Обязанность уплачивать налоги (в том числе НДС) за другое лицо законодательно не установлена (за исключением ситуации с налоговыми агентами). Однако предоставлено право оплатить налоги за другое лицо.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

«Реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС* ().

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) ().

Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг).

Реализацией признается и передача имущественных прав. Следовательно, такие операции тоже облагаются НДС ().

Отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Начислять НДС к уплате в бюджет нужно применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду ().

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы по товарам (работам, услугам) в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день их отгрузки (передачи);
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты - в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше*. Например, если организация отгрузила покупателю товары (выполнила для заказчика работы, оказала ему услуги), то по этой операции она должна начислить НДС, даже если оплата от покупателя (заказчика) не поступила.

В таком же порядке нужно определять налоговую базу и при реализации объектов недвижимости. То есть продавец тоже должен начислить НДС либо на дату получения предоплаты, либо на дату отгрузки. При этом с 1 июля 2014 года датой отгрузки объекта недвижимости признается дата передачи имущества, указанная в акте или другом передаточном документе. Такой порядок следует из положений пунктов и статьи 167 Налогового кодекса РФ. До 1 июля 2014 года датой отгрузки недвижимости считалась дата перехода права собственности на объект, то есть дата государственной регистрации смены собственника.
Аналогичные разъяснения содержатся в ».

«Когда налоги и взносы считают уплаченными

Налоги (страховые взносы) считают уплаченными в тот день, когда в банк предъявили платежное поручение, чтобы перечислить деньги на расчетный счет Казначейства России. Предъявить такое поручение может как сам налогоплательщик (плательщик страховых взносов), так и любое другое лицо: организация, предприниматель или человек, который не занимается бизнесом. Это предусмотрено статьи 45 Налогового кодекса РФ*. Естественно, что на расчетном счете организации или другого лица должно быть достаточно денег для платежа, а само поручение заполнено правильно. Иначе сотрудники банка его не примут.

Правила, по которым нужно заполнять поручения на перечисление платежей в бюджет, прописаны в и в . Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Другим способом перечислить налоги нельзя. К слову, оплата через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрена (письма Минфина России , ).

Но исполнить обязанность по уплате налогов (страховых взносов) можно и без перевода денег. Задолженность посчитают погашенной в тот день, когда:

  • налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты по одному налогу в счет погашения обязательств по другому;
  • с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент. Конечно, только если за ним законодательно закреплена такая обязанность.

Расчеты с контрагентом. Налоги или взносы за должника по его поручению может перечислить в бюджет третье лицо (). Например, контрагент:

У которого есть встречный долг (например, по оплате товаров или по возврату займа);

Который должен перечислить аванс;

С которым есть договоренность об уплате налога или взноса.

Как отразить в бухучете уплату третьим лицом, зависит от того, в счет чего ее засчитывает плательщик. Если плательщик вернул деньги, то проводки будут такие.

У плательщика налога или взноса:

Дебет 20 (26, 44...91-2, 99) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом через третье лицо» Кредит 76 субсчет «Расчеты с третьим лицом по платежам в бюджет»

Уплата налога в бюджет поручена третьему лицу (на основании гарантийного письма или письма-поручения);

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом через третье лицо»

Погашена задолженность перед бюджетом (на основании отчета третьего лица и копий документов, подтверждающих платеж);

Дебет 76 «Расчеты с третьим лицом по платежам в бюджет» Кредит 51

Погашен долг перед третьим лицом по уплате налога в бюджет.

Важно: на упрощенке и ЕСХН уплаченный налог зачтут, только когда плательщик рассчитается с третьим лицом ( , НК РФ.) В этих случаях очередность двух последних проводок будет обратной. В таком же порядке погашайте задолженность по счету 68 и при кассовом методе.

У третьего лица:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с контрагентом по платежам в бюджет»

Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по поручению контрагента»

Отражена задолженность контрагента (на основании гарантийного письма или письма-поручения);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по поручению контрагента» Кредит 51

Перечислен налог в бюджет за контрагента;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с контрагентом по платежам в бюджет»
- получены деньги от контрагента в счет уплаченного за него налога.

Помощь учредителя. Если налог заплатил за организацию учредитель, участник или акционер, то отношения можно оформить как заем, ссуду, дарение или вклад. Подробнее см. Как оформить и учесть помощь от учредителя (участника, акционера): займы, ссуды, дарение, вклады. Например, если учредитель безвозмездно заплатил налог за организацию, сделайте проводки:

Дебет 20 (26, 44... 91-2, 99) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 68 Кредит 91-1

Отражена в составе доходов сумма налога, безвозмездно уплаченная за организацию (на основании документов, подтверждающих платеж).

Посреднический договор . С третьим лицом можно заключить договор поручения или . Исполнитель от имени принципала перечисляет налоги или взносы в бюджет, а тот на основании отчета возмещает эти затраты. Кроме того, заказчик может выплатить исполнителю посредническое вознаграждение. Смотрите пример агентского договора и пример договора поручения.

В этом случае плательщик налога или взноса (принципала) сделает проводки:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 68

Начислен налог;

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с поверенным (агентом)»
- отражена уплата налога на основании отчета посредника;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с поверенным (агентом)» Кредит 51

Перечислены деньги посреднику на уплату налога (посредническое вознаграждение);

При расчете налога на прибыль плательщик учитывает сумму налога или взноса в общем порядке - в прочих расходах ().

Исполнитель (посредник) отразит операцию в учете так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по договору поручения (агентскому договору) Кредит 51

Уплачен налог за доверителя (принципала) по его поручению;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с поручителем (принципалом) Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по договору поручения (агентскому договору)

Сумма уплаченного налога отнесена на расчеты с доверителем (принципалом);

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с поручителем (принципалом)

Получены деньги от доверителя (принципала) на уплату налога.

Полученные от плательщика деньги на уплату налогов или взносов третье лицо в доходах не учитывает ( , НК РФ).

Ситуация: может ли за налогового агента перечислить налог в бюджет другая организация

Нет, не может.

С 1 января 2017 года любые организации, предприниматели и граждане могут перечислять в бюджет налоги и страховые взносы за плательщиков. Это следует из положений пункта 2 и статьи 45 Налогового кодекса РФ*.

Это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет. Определение "налоговый агент" представлено в ст. 24 НК РФ.
Относительно налога на добавленную стоимость налоговые агенты подразделяются на следующие виды:
1) Налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете . К данной категории налогоплательщиков можно отнести как организации, так и индивидуальных предпринимателей, при этом независимо от того, являются ли эти организации или индивидуальные предприниматели плательщиками НДС. Налоговыми агентами могут выступать:
- организации и индивидуальные предприниматели, получившие освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога;
- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- организации, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
- организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
налоговыми агентами регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно ст. ст. 161, 164, 170, 171, 173, 174.
Налоговые агенты при исполнении своих обязанностей исчисляют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Она соответствует сумме доходов от реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранным лицам с учетом налога. Налоговая база исчисляется раздельно по каждой совершенной операции.

Пример . Организация заключает договор с иностранной организацией по закупке товаров. Местом реализации товаров является территория РФ. Первая партия поступила на сумму 360 000 у. е. с учетом НДС. Вторая партия поступила через месяц на сумму 180 000 у. е. В данном случае налоговая база будет определяться раздельно, и при первой партии поступления она будет соответствовать 360 000 у. е., а при второй партии поступления - 180 000 у. е.
При этом при заключении договора необходимо четко обговорить порядок включения НДС: либо НДС включен в цену продажи, либо НДС начисляется сверху. Ведь от этого условия будет зависеть порядок расчета суммы НДС. Вернемся к нашему примеру.
Если сумма поставки включает сумму НДС, то расчет будет осуществляться следующим образом:
1-я партия: 360 000 x 18 / 118 = 54 915 у. е.;
2-я партия: 180 000 x 18 / 118 = 27 458 у. е.
В этом случае, общая сумма составит 540 000 у. е. (360 000 + 180 000).
Если в договоре будет указано, что сумма НДС начисляется сверху суммы товара, то расчет будет осуществляться следующим образом:
1-я партия: 360 000 x 18% = 64 800 у. е.;
2-я партия: 180 000 x 18% = 32 400 у. е.
Общая сумма перечисления составит 604 800 у. е.

Таким образом, при заключении договора необходимо четко обговорить, включает цена сумму налога или не включает.
Налоговая ставка при удержании налога из доходов иностранных налогоплательщиков соответствует 18% или 10%, в зависимости от реализуемых товаров.
Уплата налога в данном случае возлагается на налогового агента одновременно с выплатой (перечислением) средств иностранным организациям. При перечислении денежных средств иностранной организации налоговый агент должен представить в банк, через который осуществляется перечисление средств, поручение на уплату налога. При этом на расчетном счете должно быть достаточно средств для уплаты всей суммы. В ином случае банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств.
Суммы налога, уплаченные налоговыми агентами в бюджет, подлежат возмещению, т.е. вычету. Воспользоваться таким правом могут только налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС. Такие налоговые агенты (плательщики НДС) имеют возможность возместить из бюджета суммы уплаченного НДС в следующих случаях:
- возврат товара продавцу, в данном случае иностранной организации, или отказ от товара;
- отказ от работ или услуг, выполненных иностранной организацией;
- изменение условий договора или его расторжение.
Принятие налога на добавленную стоимость к вычету производится в том же порядке, что и при покупке товаров (работ, услуг) у российских организаций.
Ранее говорилось, что вычет могут получить только налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС. Если налоговый агент не является плательщиком НДС в связи с применением специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика, то согласно Налоговому кодексу РФ (гл. 25, 26.1 и 26.2) он имеет право включить в состав расходов суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет.
На налоговых агентов возлагается обязанность по представлению налоговой декларации в инспекцию по месту учета в срок не позднее 20 дней по истечении налогового периода. При заполнении налоговой декларации следует руководствоваться Порядком по заполнению налоговой декларации, утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, который предусматривает особенности заполнения декларации налоговыми агентами. Если налоговый агент выполнял в налоговом периоде только свои функции, то в налоговой декларации он должен заполнить титульный лист и разд. 2. Если налогоплательщиком в налоговом периоде осуществлялись только операции, не подлежащие налогообложению, но выполнялись функции налогового агента, при сдаче декларации необходимо заполнить разд. 2 и 7, а в разд. 1 проставить прочерки. Налоговые агенты могут и не являться плательщиками НДС, и при сдаче декларации они заполняют только титульный лист и разд. 2 декларации.
И еще одна особенность заполнения налоговой декларации касается налогового агента, функции которого выполняет иностранная организация, состоящая на учете и имеющая несколько подразделений на территории РФ. Налоговая декларация не представляется отдельно. Раздел 2 заполняется и включается в состав общей декларации. Общую декларацию по налогу на добавленную стоимость представляет отделение иностранной организации, уполномоченное осуществлять уплату налогов по всем операциями и по всем подразделениям, находящимися на территории РФ. Стоит отметить, что разд. 2 представляется только в отношении тех подразделений, которые выполняли функции налогового агента. По подразделениям, у которых не возникала обязанность налогового агента, данный раздел не заполняется.
2) Налоговые агенты, выполняющие посредническую функцию при реализации товаров (работ услуг), принадлежащих иностранным организациям на территории РФ, не состоящим на налоговом учете .
Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в этом случае возлагается на налоговых агентов, осуществляющих деятельность с участием различного рода договоров, а именно договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров. В роли налогового агента могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от того, являются они плательщиками НДС или не являются. Налоговые агенты могут являться плательщиками единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога, единого упрощенного налога. Второй стороной в договоре выступает иностранная организация, которая не состоит на налоговом учете на территории РФ.
Стоит также отметить, что предметом договора могут выступать не только реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав.
Налоговая база при реализации на территории РФ товаров, принадлежащих иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете, определяется налоговыми агентами как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Соответственно, налоговую базу необходимо определять только в случае реализации товара. Определение налоговой базы при реализации на основании договора комиссии (поручения или агентского договора) услуг или работ не предусмотрено.
Налоговая ставка также соответствует либо 18, либо 10%.

Пример . Российская организация заключила с иностранной организацией договор комиссии на реализацию товаров, принадлежащих иностранной компании, на территории РФ. Цена товара, подлежащая реализации, равна 185 у. е. без учета НДС. Данная сумма и будет являться налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость.
Поскольку в данном примере указано, что цена на товар не включает суммы НДС, то расчет будет производиться следующим образом:
185 x 18% = 33 300 руб.

Что касается порядка уплаты налога в данной ситуации, то Налоговый кодекс РФ его устанавливает. Поскольку данный момент не прописан в Налоговом кодексе РФ, необходимо обратить внимание Минфина по данному вопросу или просмотреть сформировавшуюся судебную практику.
По данному вопросу существует мнение, что налоговые агенты должны уплачивать НДС в общем порядке, а именно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Моментом определения налоговой базы будет наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров покупателям;
- день поступления оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров от покупателей.
Иными словами, операция по реализации налоговым агентом товара, принадлежащего иностранной организации, не состоящей на налоговом учете, в данном случае приравнивается к реализации товара налоговым агентом, принадлежащего российской организации. Данная позиция основывается на Порядке заполнения налоговой декларации по НДС, а также на самой форме разд. 2 этой декларации (Приказ Минфина России от 07.11.2006 N 136н). Но тем не менее поскольку данное положение не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то взимание с налоговых агентов штрафов и пеней за просрочку платежей необоснованно.
Другой позиции придерживаются суды. Они считают, что операции, в которых налоговые агенты выступают посредниками, приравниваются к операциям, когда налоговые агенты приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете. Напомним, что в этом случае налоговые агенты должны уплачивать и перечислять налог одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной организации. На это указывает Постановление ФАС СЗО от 10.12.2007 N А56-44624/2006.
Поскольку налоговые агенты в операции по реализации товаров (работ, услуг) иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете, выполняют посредническую функцию, то уплаченная сумма НДС не подлежит возмещению. Данное положение указано в п. 3 ст. 171 НК РФ. Обосновано данное положение тем, что налоговые агенты являются связующим звеном между продавцом товаров (иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете) и покупателем товаров, на которых и будет возлагаться ответственность по уплате налога.

Пример . Российская организация заключила договор комиссии с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете по НДС, на поставку бытовой техники. Вознаграждение посредника будет составлять 15% от валовой выручки, включая суммы НДС.
Во II квартале 2011 г. организация (посредник) реализовало на территории РФ товар на сумму 354 000 руб., в том числе НДС - 54 000 руб. Соответственно, сумма в размере 54 000 руб. подлежит уплате в бюджет именно посреднической организацией.
Сумма вознаграждения будет соответствовать 35 400 руб. Соответственно, сумма задолженности посредника перед иностранной организацией составит 246 000 руб. (354 000 - 54 000 - 35 400).

Несмотря на то что налоговый агент - посредник не имеет возможности возмещать сумму НДС, он не освобождается от обязанности сдавать налоговую декларацию. Декларация налоговыми агентами представляется в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать ее необходимо в инспекцию по месту налогового учета.
3) Налоговые агенты, арендующие государственное имущество .
К государственному имуществу относят имущество федеральное, субъектов РФ и муниципальное. Данные нормы регулируются ст. 161 НК РФ.
Арендаторами государственного имущества могут выступать организации и индивидуальные предприниматели, арендующие имущество, предоставленное органами государственной власти. При этом арендовать имущество государственной власти могут не только российские, но и иностранные организации. Стоит также отметить, что налоговые агенты могут и не являться плательщиками налога на добавленную стоимость (использовать специальные режимы налогообложения или иметь освобождение от уплаты НДС).
Налоговой базой при реализации услуг по предоставлению в аренду органами государственной власти имущества будет являться сумма арендной платы с учетом налога. В отличие от предыдущих видов деятельности налоговых агентов, к арендной плате государственного имущества применяется только ставка в размере 18%. Ставка 10% не применяется. Соответственно, сумма налога рассчитывается как отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер налоговой ставки.

Пример . Организация заключает договор с органами местного самоуправления об аренде помещения. Стоимость арендной платы составляет 11 800 руб. с учетом НДС. В данном случае стоимость арендной платы и будет являться налоговой базой для исчисления налога. Рассчитаем сумму налога на добавленную стоимость:
14 160 x 18 / 118 = 2160 руб.

Уплачивается налог в бюджет в полном объеме налоговыми агентами за счет тех средств, которые подлежат перечислению арендодателю. Уплата производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за тем периодом, в котором была перечислена арендная плата.
При выполнении общих условий сумма НДС, удержанная из арендной платы, подлежит вычету или относится на соответствующие источники покрытия. Сложности при получении возмещения возникают довольно-таки часто, поскольку арендуемое имущество принадлежит государственным или муниципальным органам, которые не всегда выписывают счета-фактуры.
Налоговые органы в вычете не отказывают, поскольку в этом случае придерживаются своего мнения (Письма УФНС России по г. Москве от 15.11.2004 N 24-11/73835, УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147). В случае аренды государственного имущества, арендатор должен выписать счет-фактуру сам в одном экземпляре, при этом сделать в нем пометку "Аренда государственного имущества". Как и полагается, счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Что касается книги покупок, то в ней счет-фактура регистрируется только по части суммы арендной платы. Это связано с тем, что данную сумму налоговый агент будет отражать в составе расходов отчетного периода при исчислении налога на прибыль. Помимо этого, согласно Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в книге продаж обязательно регистрируются все счета-фактуры, когда возникает обязанность по исчислению НДС. Данная норма относится и к налоговым агентам.
Данное мнение налоговиков имеет противоречивое мнение судов. В Налоговом кодексе РФ не прописано, что налогоплательщик не обязан выписывать себе счет-фактуру. Поскольку счет-фактура не является единственным документом, на основании которого предоставляется налогоплательщику вычет, то, соответственно, налогоплательщик может воспользоваться иными документами, подтверждающими уплату налога на добавленную стоимость (Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О).
Налоговые агенты также не уходят от обязанности подачи декларации. Представляется она по месту учета налогового агента в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Еще раз напомним, что при аренде государственного имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендуемому объекту. Налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать налог в бюджет, при этом удерживая его из суммы, перечисляемой арендодателю. Таким образом, арендаторы федерального имущества признаются налоговыми агентами в случае предоставления им этого имущества органами государственной власти и управления. Иными словами, ст. 161 НК РФ регулирует только отношения, заключенные между органами государственной власти и арендатором (организацией или физическим лицом). Другие отношения данный норматив не регулирует.
Ранее упоминалось, что организации и индивидуальные предприниматели могут являться плательщиками НДС, а могут таковыми и не быть. С плательщиками НДС все понятно. А как быть с организациями, не являющимися плательщиками НДС?
Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Таким образом, арендаторы государственного имущества (имущества субъекта РФ и муниципального имущества), применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налоговыми агентами по НДС.
Если участником отношений с государственными органами выступает организация или индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком единого налога на вмененный доход, то, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, он не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента. Напомним, что организации, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Тем не менее данная норма не освобождает такую организацию от обязанностей налогового агента, и поэтому арендаторы государственного имущества, уплачивающие ЕНВД, признаются налоговыми агентами по НДС.
4) Налоговые агенты, покупающие государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями .
Налоговыми агентами в данном случае могут выступать индивидуальные предприниматели и организации, приобретающие имущество. Также эти организации и индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве плательщика НДС, а могут не являться его плательщиком. Таким образом, приобрести государственное имущество и выступать налоговыми агентами могут индивидуальные предприниматели и организации, находящиеся на общей системе налогообложения, упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также на системе налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
Для исчисления суммы НДС необходимо определить налогооблагаемую базу, соответствующую сумме доходов от реализации этого имущества с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно по каждой операции.
Налоговая ставка в случае реализации государственного имущества соответствует либо 18%, либо 10%, в зависимости от вида имущества. Поскольку налоговая база включает сумму налога, то расчет производится как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100, увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Таким образом, если налогообложение осуществляется по ставке 10%, то расчет суммы налога осуществляется в следующем порядке:

Сумма налога = Налоговая база x 10 / 110.

Если налогообложение осуществляется по ставке 18%, то расчет суммы налога выглядит следующим образом:

Сумма налога = Налоговая база x 18 / 118.

Порядок и срок уплаты налога на добавленную стоимость не прописаны в Налоговом кодексе РФ, но тем не менее обязанность по его уплате в результате приобретения государственного имущества, не закрепленного за государственными организациями, возлагается на налоговых агентов, или, иными словами, на покупателей.
Право на получение налоговых вычетов по данным операциям - только у налоговых агентов, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость и, соответственно, исполняющих свои обязанности налогоплательщика. Еще одно условие использования налогового вычета - приобретение государственного имущества - связано с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения (например, перепродажа имущества).
Налоговые агенты должны представить в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, декларацию. Для данной операции (приобретение государственного имущества, не закрепленного за государственными организациями) имеются свои особенности заполнения налоговой декларации по НДС. Если налогоплательщик в налоговом периоде осуществляет только функции налогового агента, то им заполняются титульный лист и разд. 2 декларации. Если налогоплательщик осуществляет в налоговом периоде только операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ), и выполняет функции налогового агента, то им заполняются титульный лист, разд. 2 и 9 декларации (при заполнении разд. 1 декларации в этом случае ставятся прочерки).
В случае если функции налогового агента выполняют организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС в связи с переходом на ЕСХН, на УСН, а также на ЕНВД, то заполняются титульный лист и разд. 2 декларации (при отсутствии показателей для заполнения разд. 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки).
Функции налогового агента могут выполнять иностранные организации, состоящие на налоговом учете и имеющие на территории РФ несколько подразделений. В этом случае при заполнении декларации по НДС заполняется разд. 2 декларации и включается в состав представляемой декларации отделением данной иностранной организации, уполномоченным осуществлять уплату налога в целом по операциям всех находящихся на территории РФ отделений.
5) Налоговые агенты, осуществляющие операции по реализации особого имущества .
К категории особого имущества в данном случае можно отнести конфискованное имущество, движимое бесхозяйное имущество, изъятое имущество, которое было обращено в собственность государства, имущество, реализуемое по решению суда, ценности, перешедшие государству по праву наследования. В свою очередь, Российский фонд федерального имущества может привлекать организации для реализации такого имущества. Отбор проходит на конкурсной основе, в котором могут принять участие юридические лица. Реализация имущества осуществляется на основе договора поручения. Организации, которые проходят отбор, являются уполномоченными по реализации имущества, имеющего особый статус, и, следовательно, являются налоговыми агентами по данным сделкам. Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, уполномоченными осуществлять реализацию имущества, имеющего особый статус, предусмотрен п. 4 ст. 161, п. 3 ст. 164, п. 1 ст. 168, п. 4 ст. 173 НК РФ.
К данному порядку не относят случаи, когда реализации подлежит имущество физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, т.е. не зарегистрированным в установленном порядке. Это связано с тем, что физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Поэтому организации, реализующие имущество физических лиц, не будут являться налоговыми агентами и, соответственно, не будут исчислять и перечислять налог в бюджет.
При исчислении налога определяется налоговая база, которая, согласно ст. 40 НК РФ, определяется исходя из цены реализуемого имущества. Для подакцизных товаров в цену реализации для исчисления налоговой базы включается сумма акциза.
Налоговая ставка при реализации имущества, имеющего специальный статус, применяется в размере 18%. Исчисление суммы налога будет осуществляться путем умножения налоговой базы на применяемую налоговую ставку.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, полученных от продажи указанного имущества. Сумма удержанного НДС перечисляется в бюджет в те же сроки, которые установлены для уплаты НДС налогоплательщиками (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом).
То есть начисленный и удержанный НДС подлежит перечислению в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором имущество было реализовано и сумма НДС была фактически удержана.
Стоит отметить, что налоговый агент не имеет права на применение налоговых вычетов по реализуемому имуществу. Но подавать декларацию налоговый агент обязан в установленном порядке, а именно в срок не позднее 20 дней по истечении налогового периода.

НДС – инструмент, позволяющий государству пополнять казну за счёт части добавленной стоимости, возникающей на каждом этапе производства товаров и услуг. Положения, связанные с этим налогом, регламентируются гл. 21 НК РФ и распространяются на всех плательщиков НДС, к которым относятся:

  • юридические лица;
  • ИП, работающие на ОСНО, а также «упрощенцы» с выручкой свыше 2 млн.руб. за последние 3 месяца;
  • производители и продавцы подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в последнем случае представляют особую сложность. Это связано с особенностями международных торговых операций: товар, пересекающий границу, облагается налогами по обе её стороны. А как при этом считать НДС, как избежать двойного налогообложения – в этих нюансах должен обязательно разбираться бухгалтер фирмы, вышедшей на международный рынок.

Когда возникает обязанность по уплате НДС?

В целях исчисления НДС по экспортно-импортным операциям фактом приобретения товара считается не момент пересечения им границы, не поступление его на склад, а время получения или перечисления оплаты за данную продукцию. С этого момента у компании возникает обязанность по уплате НДС.

Нередки случаи, когда оплаченный товар был повреждён или утерян при транспортировке. Как разрешаются такие казусы? Если предприятие может подтвердить этот прискорбный факт, предоставив соответствующие документы компетентных органов (полиции, таможни, санэпиднадзора и т.д.), от уплаты налога оно будет освобождено. Импортные товары, перемещаемые по закупкам в пользу государства, НДС не облагаются.

Что такое двойное налогообложение?

Двойное налогообложение – это ситуация, когда с одной и той же экспортно-импортной операции налоги взимаются, как минимум, дважды: с продавца и с покупателя товара при таможенном оформлении, а затем ещё и внутри страны при дальнейшей реализации. Не допустить многократной фискальной нагрузки на участников ВЭД позволяют двусторонние соглашения между странами, связанными торговыми отношениями, о взаимном зачёте налогов во избежание двойного налогообложения.

Так, при продаже продукции российского производства в Германию, уплата НДС возлагается на фирму-экспортер, немецкий же покупатель от платежа в бюджет своей страны освобождается. Аналогичное правило действует и при операции в обратном направлении – такой порядок предусмотрен соглашением, заключённым между ФРГ и РФ в мае 1996 г. Подобные договоренности имеются и с другими государствами, но не все из них действуют в реальности по ряду бюрократических причин.

НДС на импорт

Как известно, импорт – это ввоз приобретённой за рубежом продукции на территорию страны. В то же время эта же операция считается экспортом для другой стороны сделки. В момент поступления груза на границу получатель обязан произвести его растаможку. Для импортера это означает оплату таможенных пошлин и НДС, после чего покупатель сможет забрать свой товар.

НДС по импортным операциям исчисляется от стоимости товара, увеличенной на сумму таможенных и акцизных сборов по формуле:

НДС = (декларационная стоимость товара + таможенная пошлина + сумма акциза) * х %,

где х – ставка налога, которая в большинстве случаев составляет 18 % (за исключением отдельных товаров и услуг, которые облагаются по ставке 10 % и 0 %).

Такая формула расчёта НДС на импортные товары приводит к удорожанию их стоимости за счёт включения таможенных платежей. При дальнейшей реализации иностранной продукции, являющейся объектом, облагаемым налогом на добавленную стоимость, импортёр снова сталкивается с необходимостью уплатить данный налог в государственный бюджет. Если сумма налога, внесённая при растаможке, превышает налог, исчисленный при продаже товара, организация может претендовать на возврат получившейся разницы.

Что для этого необходимо.

  1. Поставить импортный груз на учёт.
  2. Собрать первичные сопроводительные документы к товару (счета-фактуры, накладные, договор о поставке, таможенная декларация, выписка с банковского счёта об оплате таможенного НДС).
  3. Подать декларацию по НДС в налоговую инспекцию с приложением перечисленной документации.

Возврат НДС из бюджета – задача непростая. Нужно быть готовым к долгой и тщательной камеральной проверке. Стоит отметить, что вся сделка по импорту должна быть полностью легальной и прозрачной, заключена напрямую с иностранным продавцом без каких-либо посредников, а оплата растаможки – только с банковского счёта импортера.

Возмещение импортного НДС возможно в следующих формах:

  • зачёт по имеющимся у налогоплательщика долгам перед бюджетом;
  • возврат причитающихся средств по реквизитам расчётного счёта организации;
  • зачисление суммы в счёт будущих налоговых платежей;
  • возврат или зачёт части запрошенной суммы.

Экспортный НДС

Вывоз товара за рубеж позволяет делать учёт экспортного НДС по ставке 0%. Это означает, что сумма, полученная от реализации продукции, не облагается налогом на добавленную стоимость, поскольку продажа произведена не внутреннему покупателю, а иностранному партнёру. Однако для применения нулевой ставки продавец обязан доказать факт перемещения товара за пределы страны в режиме экспорта.

Основанием для возмещения экспортного НДС является предоставление в налоговые органы пакета документов:

  • контракт на поставку продукции зарубежному контрагенту;
  • банковская выписка о поступлении оплаты по договору;
  • таможенная декларация с отметкой таможни о перемещении груза;
  • сопроводительные документы, также отмеченные на таможенном пункте пропуска.

Указанные документы в течение 180 дней с момента получения оплаты от покупателя должны быть переданы в ИФНС вместе с декларацией по НДС. При нарушении сроков либо неполном комплекте подтверждающих документов НДС по экспортным операциям к зачёту не принимается. В этом случае налоговая вправе сделать доначисление по налогу по ставке 10 или 18 % и вменить организации пени, уведомив налогоплательщика в 10-дневный срок об отказе в возмещении с указанием причины.

Если с документами все в порядке, а требование возмещения налога обоснованно, возврат экспортного НДС происходит путём перечисления на расчётный счёт налогоплательщика либо в форме списания текущих и будущих задолженностей.

Неправомерное получение возврата НДС из бюджета является мошенничеством, чем и объясняются достаточно жёсткий подход налоговых органов к проверке импортно-экспортных операций и частые отказы в возмещении. Участник ВЭД при наличии обоснованных возражений может подать апелляцию на решение ИФНС или обратиться в арбитраж для защиты своих интересов в судебном порядке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
В ЖК «Царицыно» смогут заселиться не все соинвесторы
Виды активных операций коммерческого банка
Отзывы о русском стандарте Наименование банковской услуги