Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образование и проблема человеческого потенциала. Региональные сопоставления уровня развития человеческою потенциала в российской федерации

Современные проблемы развития человеческого потенциала

Все чаще в литературе об экономическом развитии России встречаются упоминания о человеческом потенциале. И это, определенно, не случайно. Сложившаяся в нашей стране проблемная ситуация связанная с поиском выхода из уже затянувшегося экономического кризиса и необходимостью перехода к инновационной экономике, наводит на мысль, что человеческий потенциал и его развитие безусловно способствует продвижению в этом направлении. Что и объясняет возросшую частоту обращения к нему и необходимость постоянного анализа его состояния, а так же определение наилучших направлений его развития.

В целом, нужно отметить, что употребление понятия человеческого потенциала в методологическом аспекте оказалось крайне продуктивным. Ежегодные доклады ПРООН о развитии человеческого потенциала прекрасно демонстрируют, что сравнивая показатели, характеризующие «человеческий потенциал», в разных странах, можно сделать, наиболее обоснованные выводы об уровне их развития и о стоящими перед ними актуальными социально-экономическими проблемами.

Понятие человеческого потенциала относится к области деятельности человека, субъектом которой он является. Потенциал описывает состояние возможности осуществления определенной деятельности. Возможность создается обществом в процессе его исторического развития, она определяется целым комплексом разнообразных факторов в их тесной взаимосвязи. Деятельность человека есть процесс осуществления этого потенциала.

На сегодняшний день существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны. Промышленное производство, сельское хозяйство , как и многие другие сферы экономики слаборазвиты, а выход из сложившейся кризисной ситуации возможен лишь с помощью экономического роста.


Источником экономического роста России могут оставаться большие запасы минерального сырья. Продолжая развивать «сырьевую экономику» и организовывая экспорт сырья, экономика может получать столь необходимые ресурсы для своей активизации. Существует мнение, что Россия просто обречена двигаться по такому «сырьевому пути», иными словами страна сможет выйти из кризиса и стабильно развиваться, если отдаст приоритет развития добывающей промышленности , создав в ней совершенную инфраструктуру, вложив в нее капитал, сориентировав на нее научные исследования, адаптируя систему образования и т. д. Не смотря на не популярность этого мнения, экономика России фактически продолжает двигаться по «сырьевому пути», сохраняя свою экспортно-сырьевую ориентацию, тем самым поддерживая критическую зависимость от сложившихся внешних цен на сырье, превращая экономику России в сырьевой придаток. Между тем именно критическая зависимость экономики и экспортных цен на сырье говорит о бесперспективности такого развития. Но не стоит забывать, что помимо богатых запасов минеральных ресурсов у России есть и другое богатство - человеческий потенциал. Развитие человеческого потенциала способствует переходу экономики России на инновационный путь развития, о котором столь часто говорят в правительстве нашей страны.

Инновационная экономика – это экономика, которая создает, распространяет и использует всевозможные инновации (новые знания) для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует инновации в разнообразной форме, но также создает их в виде разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования.

Во многом развитию инновационной экономики в нашей стране мешают проблемы связанные с развитием человеческого потенциала.

Главными проблемами, препятствующими развитию человеческого потенциала, являются:

Низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения;

Низкий уровень физико-психического здоровья населения под влиянием социальных и экологических факторов;

Тяжелое экономическое положение детей, молодых семьи и молодежи как основных элементов человеческого потенциала;

Негативные тенденции, связанные с практическим применением научно-технических достижений;

Новая культурная среда, окружающая молодые поколения.

Отчасти эти проблемы связаны с объективным ходом цивилизационного процесса, который характерен для современного века, отчасти - они специфичны в условиях нашей страны. Рассмотрим проблемы развития человеческого потенциала более подробно.

Состояние здоровья и продолжительность жизни населения как одно из важнейших составляющих человеческого потенциала.

Сложившаяся демографическая ситуация в России, не смотря на демографический рост в 2009 году (в 2009 году впервые с 1992 года количество новорожденных превысило количество умерших на 24 тыс. человека), оценивается большинством специалистами как кризисная. Начиная с 1992 года смертность населения, в первый раз со времени окончания Великой Отечественной войны, превысила рождаемость. Численность населения сократилась со 148,6 млн. человек в 1992 году сократилась до 141,9 млн. человек в 2010 году, иными словами депопуляция населения России за 1992-2010 годы составила – 6,7 млн. человек.


Продолжается возрастание процентной доли пенсионеров над долей молодежи. Наиболее ярко эта тенденция выражена в деревнях и селах, где люди пенсионного возраста иногда составляют большую часть жителей, что связано с вымиранием деревни и продолжающимися процессами урбанизациии в России.

Не смотря на рост населения достигшего пенсионного возраста, продолжительность жизни в России является очень низкой по сравнению с экономически развитыми странами - по продолжительности жизни среди мужчин Россия занимает 134-е место в мире, а среди женщин - 100-е место. Основные причины низкой продолжительности жизни являются:

1) крайне высокая смертность от болезней связанных с системой кровообращения, и продолжающейся рост смертей в этой области, в отличии от западных стран, где наблюдается обратная тенденция;

2) большой смертностью в результате несчастных случаев и убийств, а так же самоубийств в трудоспособном возрасте.

3) большим количествам смертей связанных с болезнями органов дыхания и инфекционными болезнями.

Помимо высокой смертности, особую тревогу вызывает психическое состояние здоровья населения, обусловленное низким уровнем культуры поведения, отсутствием в массовом сознании установок на здоровый образ жизни, плохой информированностью населения. Вследствие чего наблюдается высокое число больных алкоголизмом и наркоманией, а так же людей страдающих от различных психических расстройств. Продолжает расти число умственно отсталых детей.

Влияние социально-экологических факторов на человеческий потенциал

Острая психологическая и социальная ситуация объясняется двумя группами факторов:

Влияющими на психические явления через сдвиги в физиологических процессах;

Воздействующими на психику человека посредством изменения социально-экономических условий.

К основным факторам в первой группе относят явления гипоксии, действие различных веществ, отравляющих атмосферу, плохое качество питания и т. д. В роли наиболее важных факторов второй группы выступает: низкий уровень жизни, безработица , отсутствие уверенность в завтрашнем дне, увеличение потока миграции, трудности, связанные с получением образования, высокая стоимость досуга и т. д.

Здоровье населения непосредственно связано с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой в стране, обусловленной техногенными изменениями окружающей среды и физическими изменениями условий среды жизнедеятельности (климатические изменения, радиационные загрязнения, высокое электромагнитное излучение, шумы, вибрации и пр.).

Дополнительную опасность представляет низкий уровень мониторинга за экологически опасными для человека явлениями окружающей среды и производными от нее показателями состояния здоровья населения.

Положение детей в сложных социально-экономических условиях.

В начале 21 века социально-экономические показатели, характеризующие положение детей по совокупности параметров оказались неблагоприятными. Беспокойство вызывает высокая, в сравнении с западными странами, младенческая смертность (в 2007 г. младенческая смертность составила – 11,06 на 1000 родившихся в то время как в странах Западной Европы этот показатель в 2-3 раза ниже). Продолжает увеличиваться число детей страдающих хроническими заболеваниями, заболеваниями центральной нервной системы, системы пищеварения, кровеносной системы, онкологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Специально проведенные исследования показали, что пятая части детей дошкольного возраста уже имеют различные хронические заболевания, а более чем у половины школьников отмечено ослабление здоровья, третья часть детей к моменту окончания школы ограничены в выборе своей профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Низкий уровень жизни ведет к значительному ухудшению качества питания детей, к их переходу на углеводородную модель питания, а это будет негативно сказываться как на физическом так и на психическом здоровье детей.

Особой социальной проблемой развития человеческого потенциала является нарастающая безнадзорность и, как следствие высокий уровень детской преступности, ежегодно детьми совершается около 150 тысяч преступлений, что составляет примерно 10% от общего числа криминальных проявлений в стране. Еще 20 лет назад этот показатель составлял не более 3%. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас находятся более 10 тысяч несовершеннолетних преступников. Что касается безнадзорности, то общее число бездомных детей составляет около 2 млн. человек.

Состояние молодежи как фактор риска

Высокая динамичность и степень сложности, а также не уверенность в завтрашнем дне делает особенно сложной проблему освоения молодыми людьми культурной и социальной среды. Наложение же общецивилизационных негативных тенденция на специфические российские трудности вдвойне усугубляет молодежную проблематику. А ведь именно социальная и психологическая защищенность молодежи является наименьшей, вследствие чего она испытывает наиболее высокое давление общественных проблем.

Серьезной проблемой развития человеческого потенциала является профориентация и трудоустройство молодежи. В системе образования и профподготовки сейчас происходят существенные изменения, многие из которых носят экспериментальный уровень, что негативно сказывается на испытуемых. Плюс к этому происходит снижение воспроизводства рабочих специальностей, особенно специалистов среднего звена. ИСЭПН РАН провело исследование из которого можно сделать вывод, что с 2000 года число рабочих специальностей сократилось на 30,3%, а количество учебных заведений уменьшилось на 374 единицы.

Доля молодежи в числе безработных составляет 35%. Сохраняется огромный разрыв между рынком образовательных услуг и рынком труда. Множество выпускников учебных заведений (около 40%) не находят работу по специальности.

Влияние научно-технических достижений и средств массовой информации на человеческий потенциал.

С точки зрения возможности манипулирования как индивидуальным, так и коллективным сознанием и поведением, телевидение, радио и печатные издания не всегда оказывают положительное воздействие на человеческий потенциал. Напротив, в условиях постоянной конкурентной борьбы и отсутствия действенных инструментов правового контроля, а так же морального самоконтроля, средства массовой информации часто апеллируют к самым низменным инстинктам и потребностям людей, к иррациональным сторонам их психики.

Так же можно отметить негативные тенденции связанные с практическим применением научно-технических достижений. Наиболее остро эти тенденции происходят в связи с постоянным развитием компьютерных технологий. Сегодня активно увеличивается как количество людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием сети Интернет, но помимо этого активно увеличивается число так называемых компьютерных аддиктов (под аддиктами понимают зависимых пользователей). Эта тенденция как и все новаторское, в наибольшей степени относится к молодому поколению (до 30 лет).

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция);

2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

Данная статья не претендует на систематический анализ всех проблем развития человеческого потенциала, в ней сделана попытка показать ценность комплексного изучения проблем, которые негативно влияют на человеческий потенциал страны. Однако дальнейшее комплексное изучение этих проблем позволит создать целостное представление о положении и перспективах развития человеческого потенциала. Такое представление может быть основанием для гуманитарной экспертизы социальных нововведений и стратегии социального развития с точки зрения из воздействия на человеческий потенциал.

1.7. Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное - их качеством. Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой - необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки». На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

Безусловно, были перечислены не все проблемы, которые необходимо решить для эффективного развития авиационного грузового потенциала России, но, думается, наиболее важные. Нужно четко понимать...

Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки

В контексте социологических наук коррупция рассматривается с точки зрения феномена, влияющего показатели человеческого развития и в качестве одной из причин бедности населения...

Глобальные социально-экономические проблемы мировой экономики

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -- индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г...

Иностранные инвестиции для развития экспортного потенциала

Россия должна решить комплекс крупномасштабных и взаимосвязанных задач по завершению формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики...

На протяжении многих лет в качестве одного из основных целевых показателей развития, применявшихся при разработке политики, выступал экономический рост. Считалось...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

По определению ПРООН, «Человеческое развитие - это процесс обеспечения людей более широким выбором. Принципиально, этот выбор может быть бесконечным и изменяться со временем...

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

Практически одновременно с возникновением концепции развития человека встала проблема количественной оценки достижений в области улучшения жизни людей во всем мире...

Модели экономического развития развивающихся стран

Основные черты мировой экономики на рубеже ХХ–ХXI веков

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений...

Политика стимулирования экспорта

Растущее противодействие со стороны многих стран использованию их торговыми партнерами мер по стимулированию экспорта, типа субсидий, а также предстоящее вступление России в ВТО ставят вопрос о том...

Проблемы включения стран "третьего мира" в мировое хозяйство

Страны, которые развиваются, являют собой интересный объект для исследования форм и методов стратегии экономической стабилизации и характеризуются большим разнообразием последних. К тому же...

Стратегические основы развития внешнеторговых связей Украины со странами СНГ

Украина, став на путь рыночной трансформации, оказалась в конкурентной внешней среде, к которой ее экономика оказалась не очень подготовленной. Несбалансированность структуры производства, недостаточный учет потребительского спроса...

Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития

Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж.М. Кейнсом, В.В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь...

Человеческий потенциал стран Азии

Ежегодно, начиная с 1990 г., в Докладе о развитии человека публикуется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который выходит за рамки ВВП и построен на более широком определении благосостояния...

Энергетическая безопасность и проблемы ее обеспечения в современной мировой экономике

Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% - в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн...

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

Демографическая проблема

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. К сегодняшнему дню население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20--30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д. Это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.


проблем, получивших название лглобальные проблемы? Каковы специфические признаки, позволяющие отнести проблему к категории глобальных? Какие глобальные проблемы мирового развития на рубеже XX- XXI вв. Вы знаете? В чем проявляется проблема бедности и отсталости? Каковы пути решения этой проблемы? Как изменилось в конце XX в. понимание проблемы мира и демилитаризации? В чем сейчас видится ее
  • Вопрос 7.Проблема развития человеческого потенциала
    проблем лежат процессы постиндустриализации с ее повышенным вниманием к человеку (человеческому капиталу, человеческому потенциалу). На формирование человеческого потенциала все большее влияние оказывает возрастающая интернационализация жизни человечества. Кроме того, изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу предъявляют в настоящее время
  • 7.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСКОРЕНИЕ НТП В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    проблемы. Но этого оказалось явно недостаточно. Появилось много негативных факторов, которые по сути нейтрализовали позитивные факторы и еще в большей мере усугубили положение РФ в области НТП и экономики, Основная причина связана с тем, что переход РФ от плановой к рыночной экономике государством не был тщательно продуман н подготовлен, поэтому этот процесс шел стихийно и далеко не в русле
  • 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    проблемы имеет Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем. Создание благоприятных условий
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями (лпредприниматель - в переводе с французского лпосредник), а новые явления
  • 2.2. Сетевые объединения в инвестиционно- строительной сфере
    проблем, порожденных региональной спецификой. Впрочем, и прибыль от инвестиционной деятельности будет обусловлена результативностью региональной локализации объекта, его производственным, социальным, демографическим окружением. Таким образом, инвестор лфедерального уровня - это диверсифицированная по региону простая сумма региональных инвесторов. Можно утверждать, что понятие строительный
  • 4.4. Инновационная корпоративная культура
    проблемой реализации на внешнем рынке автомобиля Жигули, хотя представленные образцы удовлетворяли запросы определенного слоя покупателей. Выяснилось, что название вызвало неприятные ассоциации, поскольку на ряде европейских языков оно созвучно словам лмошенник, лпроходимец. Когда экспортный вариант переименовали в Ладу, проблема реализации была решена. Создание корпоративной культуры
  • 4.5. Организационно-управленческие инновации
    проблемой интеграции является создание организационного и экономического механизмов такого взаимодействия с целью обеспечения высокой надежности функционирования системы. Для этого необходимо наличие в системе рациональных информационных потоков. Социально-экономическая интеграция связана с созданием оптимальных форм организации производства и управления, перестройкой характера труда
  • ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры. Огромную роль в государственном воздействии на социально- экономическое развитие играют законы, позволяющие регламен-тировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законода-тельная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
    проблема фи нансирования социального комплекса. Попытка расширения гра ниц платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управ ления, реформирование на эффективной основе крупнейших сис тем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты
  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Что такое способ уменьшаемого остатка начисления амортизации: понятие и особенности метода
    Виды банковских операций с векселями
    Где смотреть серию и номер полиса ОМС – советы по использованию полиса