Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шпаргалка: Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Бюджет как основное звено системы финансов Бюджет как основное звено системы финансов

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система . Госбюджет выступает как ведущее звено. Через государственный бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

У каждого из определений бюджета есть свои преимущества и недостатки. Определение, содержащееся в российском Бюджетном Кодексе, является более функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

Понимание бюджета как системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план” и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

В общем можно выделить три существенных признака бюджета:

1) Бюджет - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

2) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

3) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Отмеченные признаки характеризуют бюджет главным образом с точки зрения его экономического содержания.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах - со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями, со стороны вышестоящей организации и др. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Государственный бюджет представляет собойцентрализованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функцийгосударства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за ихэффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциямифинансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем,применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции,связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство вэкономику;

(2) поддержаниегосударственного аппарата управления;

(3) правоохранительныеорганы и судоустройство;

(4) медицина,здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаряфинансовой системе.

2. Общие принципы построениягосударственного бюджета

Принципами бюджетной системы являются ееосновополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности исамостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается единойправовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формыбюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетнойинформации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированныхбюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежнойсистемы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается навзаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использованиерегулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единствабюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую,политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличиемсобственных источников доходов и правом определять направления их использованияи расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся:закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисленияпо регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органамивласти.

Решения представительных органов власти побюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации всроки, установленные соответствующим представительным органом власти, илидоводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностейсоответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения оботклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета ииспользовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовойинформации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятиятакого решения.

Указанные принципы бюджетного устройства могут быть защищены в судебномпорядке - через арбитражный суд.

3. Расходы государственногобюджета

Выше указывалось, на какие цели расходуются средства. Составляющиегосударственный бюджет. Поскольку государству необходимо. Прежде всего.Обеспечить стабильность в обществе, то этими направлениями расходов являются:правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первойтрети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходнаячасть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения,при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

o определяется объем финансирования мероприятий посоциально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных иадминистративно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетныхдоходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемыхзаемных средств;

определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели; определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

o определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящеготерриториального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются нарасходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы натекущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный)жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, органов государственной власти и управления, органов местногосамоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджетуразвития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, насобственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды(сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иныерасходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

4. Доходы государственного бюджета

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов.Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемныесредства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций изгосударственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательнымиактами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использованиядотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актамиреспублик в составе Российской Федерации и решениями соответствующихпредставительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающихминимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессеисполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных илибеспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальныйразмер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательствбюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% вРФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различныхнормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации». Так, следующие основные налоги являютсяфедеральным:

а) налог на добавленнуюстоимость;

б) акцизы на отдельныегруппы и виды товаров;

в) налог на операции сценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи запользование природными ресурсами;

з) налог на прибыльпредприятий и организаций;

и) налоги, служащиеисточниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственнаяпошлина;

м) сбор за использованиенаименований «Россия», «Российская Федерация» иобразованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте;

о) налог на доходы(дивиденды, проценты и др.).

5. Секвестр расходов

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условиембюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляетдефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированиюподлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целяхсбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицитабюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровнядефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, товводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональномснижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов)ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущегофинансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а такжепредставительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытиедефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов.

6. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органоввласти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.Регулирование бюджетного процесса - очень важная процедурная частьфункционирования финансовой системы. Указанная деятельность состоит изнескольких этапов, которые вкратце рассмотрены ниже.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозовразвития территорий и целевых программ, на основании которых органыисполнительной власти вносят предложения о постатейном санкционированиибюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходовбюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает ПрезидентРФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основанииэтого решения Правительство организует поэтапную работу по составлению проектабюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогнозсоциально-экономического развития РСФСР, сводный баланс финансовых ресурсов,основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифрыпроекта бюджета на соответствующий период.

В течение последующих четырех месяцев территориальными органамиисполнительной власти ведется детальная проработка и согласование показателейсоциально-экономического развития и контрольных цифр проекта бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит проект бюджетногопослания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетноепослание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.Бюджетное послание Президента включает:

(1) основные показатели социально-экономическогоразвития РФ на соответствующий период;

(2) сводный финансовый баланс по территории РФ;

(3) основные направления бюджетной политики РФ;

(4) сведения о государственных доходах натерритории РФ;

(5) проект бюджета РФ;

(6) проект консолидированного бюджета РФ;

(7) оценку исполнения бюджетов предшествующего итекущего финансовых годов.

Президент выступает с бюджетным посланием на совместном палат в началеапреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Постоянные комиссии Федерального Собрания с момента внесения проекта бюджетаРФ до 15 мая проводят постатейное рассмотрение представленного проекта бюджетаи выносят по нему заключения. На совместном палат с 15 по 25 мая заслушиваетсяпостатейно заключение по бюджету, планам, налогам и ценам и проводитсядискуссия по основным направлениям бюджетной политики. В течение следующих трехнедель, не позднее 15 июня, на раздельных заседаниях палат принимаютсяпостановления о санкционировании доходной части бюджета и бюджетныхассигнований. Бюджетные расходы санкционируются в соответствии со статьямифункциональной бюджетной классификации. В случае возникновения расхождений впостановлениях палат создается согласительная комиссия в составе восьми человекиз равного числа представителей палат. Решение согласительной комиссииутверждается на совместном заседании палат. Постановление Федерального Собранияо санкционировании бюджета может содержать разрешение о выделении ассигнованийкак на предстоящий финансовый год, так и на двух - трехлетний период.

Законопроекты, требующие внесения изменений (увеличения или уменьшения) вразмеры бюджетных расходов, в обязательном порядке должны быть рассмотрены впроцессе санкционирования бюджетных расходов. В случае несанкционированиясоответствующих бюджетных расходов вступление законов в действие в частивыделения ассигнований откладывается до принятия решения о санкционированиисоответствующих расходов в следующем финансовом году.

Комиссия по бюджету, планам, налогам и ценам организует процесс рассмотренияпроекта бюджета, подготавливает предварительное заключение по проекту бюджета иготовит проект постановления Федерального Собрания о санкционировании бюджетныхрасходов для рассмотрения на совместном заседании палат.

На основании постановления Федерального Собрания о санкционированиибюджетных расходов Президент организует доработку и уточнение проекта бюджета.Уточненный проект бюджета вносится Президентом на рассмотрение парламента непозднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году. Прирассмотрении проекта бюджета парламент принимает решение по следующим основнымхарактеристикам:

o верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов ибюджета развития (расходная часть);

пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаютсябюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетнойклассификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификациилюбой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, долженбыть указан отдельной строкой.

С 15 сентября до 15 октября комиссии парламента принимают заключения поуказанным выше основным характеристикам и по отдельным статьям представленногопроекта бюджета. На основании принятых парламентскими комиссиями заключенийкомиссия по бюджету, планам, налогам готовит по проекту бюджета сводноезаключение и представляет его парламенту. С 15 октября по 30 ноября ФедеральноеСобрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад обюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо.Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентскаякомиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьямфункциональной классификации принимаются простым большинством голосов. Наголосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований,содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленномПрезидентом.

В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджетаФедеральное Собрание проводит повторное голосование по перераспределениюбюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований.Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент обязан подписать закон либо вернуть его впарламент с замечаниями для повторного рассмотрения. Президент имеет правоотлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение впарламенте) отдельных статей государственного бюджета. В случае примененияПрезидентом права вето вопрос по данной статье выносится на совместноезаседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонениявето необходимо решение парламента, принятое простым большинством голосов. Вслучае согласия с вето Президент должен принять соответствующий указ поассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательногорешения по вето Правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетныеассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующемфинансовом году.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляетпарламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета запрошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается иутверждается парламентом простым большинством голосов.

Понимание сущности бюджета как основного звена системы финансов непосредственно связано с вопросом о роли государст­ва в рыночной экономике. Несовершенство («провалы» или фиа­ско) рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает раз­нообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление обществен­ных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т.д. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инст­румент государственного регулирования.

Обратимся к самому понятию - «бюджет». Бюджет-цент­ральное звено системы финансов, выражающее все их основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы - это совокупность императивных денежных отношений, в процес­се которых образуются и используются государственные центра­лизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, пред­назначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.

Следует обратить особое внимание на применение термина «бюджет» в нормативных правовых документах и экономической литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. Практика свидетельствует, что авторы часто не со­блюдают правило формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) принадлежит свое собственное, только ему присущее определение и, соответствен­но, термин. При этом никто не называет «финансами» одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы. В отечественной учебной литературе по финансам функции бюд­жета, как неотъемлемой части государственных финансов, тракту­ются, как правило, следующим образом:



Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Контрольная.

Первую функцию бюджета выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег и др. Ос­новной источник бюджетных доходов - полученные в результа­те первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли, других отраслей); рента; про­цент (прибыль банков и вкладчиков). Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономиче­ских условий развития страны. Динамика структуры бюджет­ных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хо­зяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность со­блюдения макроэкономических пропорций в хозяйстве страны требует бюджетного финансирования отдельных отраслей, учреж­дений социальной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частным изменениям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюд­жетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджет­ном плане.

Контрольная функция бюджета предполагает создание усло­вий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой функцией, и со второй. Контрольная функция обусловли­вает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция - не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансо­вых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Вместе с тем, в мировой экономической науке основное значе­ние и функции бюджета трактуются более прагматично, так что исходным пунктом является то, что бюджет обеспечивает пре­доставление общественных благ.

Свойства общественных благ таковы, что их производство яв­ляется коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоя­тельно их обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство, а источником финансирования общест­венных благ выступают бюджетные средства. Обеспечение обще­ственными благами отражает, таким образом, распределительную функцию бюджета, иногда называемую аллокационной1.

Корректировка существующего распределения доходов и бо­гатства с целью обеспечения соответствия общественным пред­ставлениям о «честном» и «справедливом» распределении про­является как перераспределительная функция. Осуществляется перераспределение ВВП между отраслями, регионами и гражда­нами с целью устранения диспропорций и обеспечения макроэко­номического равновесия. Отраслевое перераспределение денеж­ных средств через бюджет способствует развитию приоритетных отраслей экономики и поддерживает убыточные, но социально важные отрасли (например, сельское хозяйство). Территориаль­ное перераспределение позволяет обеспечить социально-эконо­мическое выравнивание регионов, гарантировать каждому граж­данину, независимо от места проживания, получение минимально необходимых общественных благ. Примером перераспределения бюджетных средств между гражданами является следующая си­туация: посредством налогообложения работающих граждан го­сударство выплачивает пособия социально незащищенным слоям населения, безработным.

Экономический кризис резко подчеркнул стабилизационную функцию бюджета, которая отражает воздействие бюджета на ос­новные макроэкономические показатели, такие как экономиче­ский рост, занятость, уровень цен и др.

Традиционно, как отмечалось выше, и в мировой, и в отече­ственной науке о финансах выделяется контрольная функция бюджета, имеющая многообразный характер. Прежде всего, она проявляется в том, что принимая ежегодный закон о бюджете, государство должно обеспечивать его неукоснительное выполне­ние.

Информационная функция состоит в особой роли бюджета как индикатора текущего состояния экономики страны и социальной сферы. В бюджете отражается прогноз будущей экономической ситуации. Эта информация представляет интерес для широкого круга пользователей: внешних и внутренних инвесторов, заемщи­ков, субъектов хозяйствования, рядовых граждан страны. Поэтому так важно обеспечить возможность широкого доступа различных общественных институтов и граждан к информации о бюджетном процессе на всех его стадиях.

В современных теоретических исследованиях, посвященных сущности бюджета, отмечается и такая его функция как институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшест­вует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. При этом структура бюджета отражает общественные предпочте­ния в отношении государственной политики.

В отечественной и зарубежной научной литературе отмечаются и иные функции бюджета, характеризующие отдельные стороны его участия в экономических и социальных процессах.

Практически все вышеперечисленные функции бюджета при­сущи ему независимо от конкретной экономической и политиче­ской ситуации в отдельной стране (речь идет о странах с рыночной демократией). Однако масштабы реализации функций бюджета, избираемые инструменты и технологии зависят от приоритетов бюджетной политики, поставленных целей и задач. Государст­во должно исходить их необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности, предсказуемость и обоснованность бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономи­ческой устойчивости.

Формирование собственно российской бюджетной системы одновременно происходило с осуществлением радикальных эко­номических преобразований, что предопределило пересмотр кон­цепции бюджетного устройства России в направлении его децент­рализации. С правовых позиций это обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих расширение де­мократических принципов построения бюджетной системы и уси­ление территориальных подходов в управлении.

Концептуальным правовым документом, регламентирующим бюджетные отношения и процедуры, является БК РФ. За про­шедший период в БК РФ были внесены достаточно существенные изменения и уточнения, отражающие новые приоритеты бюджет­ной политики, новые технологии бюджетного процесса, современ­ные требования к его эффективности и результативности.

В соответствии с БК РФ бюджетная система РФ - это ос­нованная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ сово­купность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов.

В нормативных документах и на практике применяется тер­мин «консолидированный бюджет» - свод бюджетов соответст­вующей территории. В трактовке БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соот­ветствующей территории (за исключением бюджетов государст­венных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных транс­фертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных парамет­ров. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы исполнительной власти, а также для депутатского корпу­са в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается.

Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: федерального бюджета; территориальных бюджетов субъ­ектов РФ; местных бюджетов.

В качестве промежуточного обобщения отметим, что БК РФ расширяет бюджетную систему, причисляя к ней кроме трех звеньев бюджета еще и бюджеты государственных внебюджетных фондов, что является последовательным воплощением принципа полноты бюджетной системы.

Обратимся к следующему важному понятию бюджетное уст­ройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Как следует из БК РФ, бюджетная система РФ основывается на следующих принципах:

Единства бюджетной системы РФ;

Разграничения доходов, расходов и источников финансиро­вания дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной систе­мы РФ;

Самостоятельности бюджетов;

Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

Полноты отражения доходов, расходов и источников финан­сирования дефицитов бюджетов;

Сбалансированности бюджетов;

Результативности и эффективности использования бюджет­ных средств;

Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Прозрачности (открытости);

Достоверности бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств;

Подведомственности расходов бюджетов;

Единства кассы.

Рассмотрим принципы организации бюджетной системы под­робно.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает: един­ство бюджетного законодательства РФ; принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ; форм бюджетной документации и бюджетной отчетности; санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок установ­ления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ; единство бюджетной классификации РФ. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная класси­фикация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их систематизацию по однородным признакам путем применения единой бюджетной классификации.

Определение принципов назначения структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюдже­тов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Минфином России в форме его приказа. Бюджетная классифика­ция РФ - это группировка доходов, расходов и источников фи­нансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, ис­пользуемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечения сопоставимости бюджетных показателей бюджетной системы РФ на основе группировочных кодов.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирова­ния дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной сис­темы РФ заключается в закреплении в соответствии с законода­тельством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной вла­сти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюд­жетов, установлению и исполнению расходных обязательств 1 пуб­лично-правовых образований.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает собственные доходы бюджетов, к которым относит: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зчисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за ис­ключением субвенций.

Расходы бюджетов осуществляются в соответствии с расход­ными обязательствами, обусловленными установленным зако­нодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном фи­нансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Очень важный принцип - самостоятельность бюджетов, ко­торая означает:

Право и обязанность органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сба­лансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Право и обязанность органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательст­вом РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с положениями БК РФ самостоя­тельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и суб­венций из других бюджетов бюджетной систем РФ);

недопустимость установления расходных обязательств, под­лежащих исполнению за счет доходов и источников финансирова­ния дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определе­ния бюджета, за счет средств которого должно осуществляться ис­полнение соответствующих расходных обязательств;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполне­ние расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, ис­ключительно в форме межбюджетных трансфертов;

Недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательст­ва РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодатель­ства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соот­ветствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию уве­личения расходов, снижения доходов;

Недопустимость изъятия дополнительных доходов, эконо­мии по расходам бюджетов, полученных в результате эффектив­ного исполнения бюджетов.

Следующий концептуальный принцип, во многом опреде­ляющий бюджетный процесс, - равенство бюджетных прав субъ­ектов РФ, муниципальных образований, который означает опреде­ление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюд­жетов, определение объема, форм и порядка предоставления меж­бюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов свидетельствует о том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует поло­жение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, умень­шенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источника­ми финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмот­рении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные ор­ганы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Комментарии имеющейся в настоящее время практики реали­зации этого принципа могли бы быть аналогичны оценке практики реализации принципа самостоятельности бюджетов. Поэтому так актуальны вопросы развития и укрепления финансового потен­циала каждого административно-территориального образования.

Результативность и эффективность использования бюджет­ных средств. Суть этого принципа состоит в том, что при состав­лении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств бюджета. Именно этот принцип положен в основу рефор­мы бюджетного процесса и связан с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с опре­деленными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (реше­нием) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, по­лученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расхо­дов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных ви­дов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Прозрачность (открытость). Этот принцип предполагает:

Обязательное опубликование в средствах массовой информа­ции утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; пол­ноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (МО);

Обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представи­тельные органы МО), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим раз­ногласия либо внутри законодательного (представительного) орга­на государственной власти (представительного органа МО), либо между законодательным (представительным) органом государст­венной власти (представительным органом МО) и исполнитель­ным органом государственной власти (местной администрацией);

Стабильность и преемственность бюджетной классифика­ции РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюд­жета отчетного, текущего и очередного финансового года (очеред­ного финансового года и планового периода).

В зарубежных публикациях уделяется большое внимание прин­ципу прозрачности бюджета, который означает открытость и глас­ность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджет­ных прогнозов. Реализация этого принципа в зарубежной практике предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрач­ности в бюджетной сфере позволяет реально оценивать текущее и перспективное финансовое положение государства, принимать обоснованную экономическую политику, обеспечивать контроль за действиями правительства, сравнивать финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими. Страны - члены МВФ нацелены на обеспечение большей прозрачности в бюджет­ной сфере, тем самым - на усиление контроля за фискальной по­литикой и повышение доверия к ней, что является непременным условием эффективного государственного управления.

Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов каждо­го бюджета.

Важный принцип организации бюджетного процесса - адрес­ность и целевой характер бюджетных средств, который состоит в том, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджет­ных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансо­вом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Получатель бюджетных средств (получатель средств соот­ветствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государствен­ным внебюджетным фондом, орган местного самоуправле­ния, орган местной администрации, находящиеся в веде­нии главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющие право на при­нятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Принципиальная регламентация - подведомственность расхо­дов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) 1 бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государст­венной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми акта­ми органов местного самоуправления за пределами территории, соответственно, Российской Федерации, субъекта РФ, муници­пального образования, а также операций, осуществляемых в соот­ветствии с валютным законодательством РФ.

Обобщая содержание, как представляет БК РФ - «принципов бюджетной системы» (что нам представляется не вполне коррект­ной формулировкой), получивших отражение в этом документе, следует обратить внимание, что из всех перечисленных принци­пов только принципы единства, самостоятельности и разграниче­ния доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам ее построения, поскольку именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определя­ют бюджетный процесс, порядок и требования к осуществлению бюджетного процесса.

Отметим еще раз, что содержание принципов построения и функционирования бюджетной системы - это не данность на все времена. Оно развивается и дополняется параллельно с но­выми требованиями к роли бюджета в государственном финансо­вом регулировании, к результатам бюджетного процесса. Приве­денная в данном параграфе учебника характеристика содержания принципов представлена в соответствии с редакцией БК РФ, дан­ной Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ. Подчеркнем, что перечень принципов был в этом законе существенно уточнен и расширен. В частности, дополнительно были введены два новых принципа - подведомственности расходов бюджетов и единства кассы. Относительно принципа подведомственности расходов бюджетов необходимо пояснить: в ранее применявшейся практи­ке бюджетополучатель мог работать с несколькими органами вла­сти, что искажало систему управления общественными финанса­ми - от планирования бюджетных параметров до формирования отчетности. Введение данного принципа было направлено на уст­ранение указанной проблемы.

С методологической точки зрения введение принципа единст­ва кассы было необходимо, поскольку ранее он был представлен в ином разделе Кодекса, посвященном исполнению бюджетов. Уточнение состава и содержания принципов бюджетной систе­мы РФ имеет большое как методологическое, так и практическое значение для совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.

Важнейшей целью государственной финансовой политики яв­ляется макроэкономическая устойчивость, а одним из методов ее достижения служит балансирование бюджетных доходов и рас­ходов.

Существуют три основные теории балансирования бюджета.

1. Сторонники классической экономической школы настаивали, что бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. До миро­вого экономического кризиса 1929-1933 гг. ученые и политики придерживались этой идеи, хотя бюджеты многих стран были де­фицитными. Но ежегодно балансируемый бюджет значительно уменьшает возможность государства осуществлять эффективную бюджетную политику. Например, в периоды экономического спа­да не всегда целесообразно сокращать государственные расходы вслед за уменьшающимися доходами, так как это может привести еще к большему сокращению совокупного спроса.

2. Приверженцы кейнсианской теории доказывали, что бюд­жет должен быть сбалансирован, но не ежегодно, а на протяже­нии экономического цикла. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическую политику, которая заключается в снижении налогов и (или) увеличении расходов в периоды спада. Возникающий дефицит бюджета покрывается за счет роста поступлений в бюджет и уменьшения расходов в пе­риоды экономического роста. Противники данного подхода при­водят следующие аргументы:

Спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неоди­наковыми по глубине и продолжительности;

Дефицит бюджета приводит к возникновению государствен­ного долга, обслуживание и погашение которого негативно отра­зится на будущем развитии;

Финансирование дефицита бюджета путем размещения го­сударственных ценных бумаг на рынке вызывает эффект вытес­нения частных инвестиций.

3. Теория функциональных финансов устанавливает, что вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на цикличе­ской основе - второстепенный. Основная цель финансовой по­литики государства - балансирование экономики, а не бюджета. Даже если достижение этой цели сопровождается увеличением го­сударственного долга, то это не такая значительная проблема, как макроэкономическая нестабильность или устойчивая инфляция.

В мировой практике для финансирования дефицита бюджета ис­пользуются различные инструменты, к основным из которых можно отнести привлечение кредитов и эмиссию государственных ценных бумаг. Самые инфляционные способы финансирования бюджетного дефицита - денежная эмиссия и привлечение кредитов центрально­го банка, недопустимы к применению в большинстве стран.

Межбюджетные отношения, согласно ст. 6 БК РФ - это взаимо­отношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местно­го самоуправления по вопросам регулирования бюджетных право­отношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения формируются в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но строить­ся они могут на разных принципах. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным сис­темам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных пол­номочий нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах. Им присуща вы­сокая степень самостоятельности территориальных органов власти при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Это деление, однако, имеет весьма условный характер, и по­скольку недостатки централизации общепризнанны, то основная тенденция заключается в развитии бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова fisk - казна) - это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями вла­сти бюджетных полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Последовательное совершенствование межбюджетных отноше­ний в Российской Федерации осуществляется с 1999 г. в рамках реализации Концепции реформирования межбюджетных отноше­ний в Российской Федерации в 1999-2001 годах, Программы раз­вития бюджетного федерализма на период до 2005 года, Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006-2008 годах, в соответствии с положениями Бюджетных по­сланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в соответствующих годах. Одним из итогов совершенство­вания межбюджетных отношений является создание законодатель­ной базы разграничения расходных полномочий между федераль­ными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Несмотря на положительные изменения в системе межбюд­жетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъ­ектах РФ и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существен­ные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов регионов. Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объ­ем располагаемых доходов.

В 2009 г. вследствие кризиса произошло значительное сокра­щение поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в частности налога на прибыль организаций. Сокращение доходов в наибольшей степени затронуло регионы, доходы которых значительно зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, неф­тяной, химической и других сферах промышленности. В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредитор­ской задолженности по первоочередным обязательствам.

Большое значение в организации межбюджетных отношений отводится межбюджетным трансфертам, которые, согласно БК РФ, представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты имеют различные фор­мы. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в форме:

Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъ­ектов РФ;

Субсидий бюджетам субъектов РФ;

Субвенций бюджетам субъектов РФ;

Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъек­тов РФ;

Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

При составлении и (или) утверждении бюджета субъекта РФ по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспечен­ности муниципальных образований могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц. Такой дополнительный норматив рассчитывается как отношение рас­четного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспечен­ности (или части расчетного объема дотации) к прогнозируемо­му в соответствии с единой методикой объему налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего муници­пального образования.

Законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление в бюджет субъекта РФ субсидий из местных бюджетов («отрицательных трансфертов»), в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы (без уче­та налоговых доходов по дополнительным нормативам отчисле­ний) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. В соответствии с БК РФ указанный уровень не может быть ус­тановлен ниже двукратного среднего по видам муниципальных образований субъекта РФ. Объем отрицательной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жи­теля не может превышать 50% разницы между расчетными нало­говыми доходами местного бюджета в расчете на одного жителя в последнем отчетном году и средним двукратным уровнем в рас­чете на одного жителя. Такой порядок может быть предусмотрен для поселений и (или) муниципальных районов (городских ок­ругов).

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности. отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

«непосредственная подвластность государству, Государство является организатором всех финансовых отношений, но в бюджете с большой силой проявляется его роль как главного распорядителя материальных и финансовых ресурсов страны. Ни один финансовый план страны не утверждается как Закон Жогорку Кенешем, кроме государственного бюджета:

Не менее важной особенностью является его единство и высокая степень централизации. Несмотря на многочисленность бюджетов различных административно-территориальных единиц, все они сводятся в едином консолидированном бюджете с соблюдением последовательной относительной подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим подразделениям.

В государственном бюджете, как ни в каком другом подразделении финансовой системы существует терминологическое совмещение двух понятий, бюджета как экономической категории и бюджета как основного финансового плана.

Как основной финансовый инструмент распределения общественного продукта госбюджет имеет и другие особенности. Если распределительная функция финансов материального производства и непроизводственной сферы осуществляется в условиях частой смены форм стоимости, многочисленных актов купли-продажи, распределение общественного продукта через бюджет всегда происходит несколько изолированно от обмена.

Движение стоимости через бюджет полностью отрывается от движения материального продукта и носит чисто стоимостной характер. Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание.

Особенностью государственного бюджета является также органическая связь со всеми подразделениями финансовой системы и другими экономическими категориями (ценой, заработной платой, кредитом и т.д.);

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими пере обществом на каждом историческом этапе его развития;

Область бюджетного распределения занимает - центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются Особенности государственного бюджета как экономической категории -; накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенней спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно: других звеньев не осуществляет такого многовидового (межотраслевое межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, районный, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределен; является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, иногда и национального богатства.

Распределение общественного продукта через бюджет имеет взаимосвязанные, но до некоторой степени обособленные стадии:

1) формирование общегосударственного денежного фонда;2) создание многочисленных бюджетных фондов территориального и целевого назначения;3) использование бюджетного фонда (расходы бюджета).

На первой стадии происходит концентрация денежных средств в руках государства путем изъятия их у хозяйствующих субъектов и граждан. На этой основе возникают финансовые отношения государства как получателя средств с плательщиками. В большинстве своем эти отношения носит обязательный характер, но часть средств поступает в бюджет на основе добровольности. Характерной особенностью распределительного процесса на этой стадии является то, что поступившие средства в бюджет обезличены и не получают еще строго определенного разграничения. При формировании бюджетного фонда употребляются два понятия: платежи в бюджет и доходы государственного бюджета. Это тождественные понятия, так как выражают одни и те же распределительные отношения между" государством и плательщиками. Платежи в бюджет - это прежде всего расходы плательщиков, являющиеся вычетом из Доходов, тогда как в госбюджете эти платежи выступают в качестве доходов государства. Отсюда и возникают некоторые различия в интересах сторон. Государство заинтересовано в увеличении доходов бюджета, но изъятие средств у плательщиков в той или иной степени задевает интересы трудовых коллективов.

Дохода госбюджета отличаются единством и служат единой цели - удовлетворению общественных потребностей. Несмотря на большие различия по методам изъятия, составу плательщиков, срокам уплаты и т.д., все они - носители распределительных отношений между государством и плательщиками. Следовательно, и являются бюджетной категорией. Отличительной чертой категории - доходов госбюджета является то, что они всегда выступают как результат распределения и объект дальнейшего распределении.

На второй стадии, как уже было указано, происходит формирование многочисленных фондов территориального и целевого назначения, т.е. осуществляется наиболее сложный распределительный процесс дробления общегосударственного денежного фонда. На этой стадии перекрещиваются интересы всех предприятий, организаций и членов общества. Поскольку каждая административно-территориальная единица располагает своим бюджетом, то имеет большое значение правильное определение общих объемов этих бюджетов, т.е. фондов территориального назначения. Так как часто расходы того или иного бюджета в отдельности не совпадают с объемом получаемых на местах доходов, то возникает необходимость дополнительного обеспечения средствами из вышестоящего бюджета. Таким образом происходит сложный распределительный процесс, в орбите которого находятся все административно-территориальные подразделения, причем одни из них передают свои средства, а другие получают их через бюджетный механизм. Одновременно в бюджете и во всех его подразделениях формируются фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в денежных средствах.

На третьей стадии бюджетные фонды расходуются по территориальному и целевому назначению, т.е. происходит безвозвратная передача бюджетных средств в большинстве случаев в рамках одной формы собственности, а фактическое расходование осуществляется только, предприятиями и учреждениями, получившими бюджетные средства к последней стадии бюджетного распределительного процесса.

Расходы госбюджета так же, как и его доходы имеют двойственный характер. С одной стороны, это расходы государства, а с другой безвозвратные поступления средств в распоряжение предприятии и учреждений. Именно эта двойственность свидетельствует о том, что расходы госбюджета являются не окончательной, а только промежуточной стадией распределительного процесса, который будет продолжен в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Расходы бюджета в качестве бюджетной категории проявляется по-разному и продиктованы теми или иными экономическими соображениями. Они могут быть в форме:

Сметного финансирования;

Передачи средств в распоряжение государственных предприятий, где объектами финансирования являются только капитальные вложения и другие расходы

Дотации, субсидии, субвенции, категориальные и выравнивающие гранты регионам

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства.

Бюджетные ресурсы направляются также з непроизводственную сферу (образование, здравоохранение культуру и т.д.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они подавляют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Перераспределение финансовых ресурсов все в большей степени осуществляется через финансовый рынок, исходя из спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций к льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время бюджетная система Кыргызской Республики состоит из двух элементов: республиканского бюджета и местных бюджетов

Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с госбюджетным законодательством базируется на двух основных принципов: единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действующего принципа: он обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, которая была введена по образцу бюджетной классификации США, единством форм документации с представлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета страны. В соответствии с бюджетным законодательством госбюджет Кыргызстана является основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем, и имеет статус республиканского закона, местные бюджеты утверждаются местными властями.

Через госбюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всего Кыргызстана.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающей из основных функций государства.

Для инвестиционной деятельности 1996-1998 гг. было характерно повышение роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов при сокращении централизованных капитальных вложений. При государственной поддержке центр тяжести переместился с безвозвратного финансирования на бюджетное кредитование на возвратной и платной основе.Государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения производилось на конкурсной основе. бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Бюджемт (от старонормандского bougette -- кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет -- это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Государственный бюджет -- важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Бюджетная система может состоять из нескольких уровней: 2-х уровневая, 3-х уровневая, 4-х уровневая.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона, финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Вообще бюджетная система - это основа экономических отношений и юридических норм, совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом устройстве общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов характеризует бюджетном устройстве страны.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства:

В унитарных (единых) государствах есть центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также средние уровни - бюджеты членов федерации.

Структура бюджетной системы государства:

Унитарного (Япония, Швейцария, Франция):

Госбюджет

Местный бюджеты

Федерального (США, Канада, Россия)

Госбюджет

Федеральные бюджеты

Местные бюджеты

Например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов, в Казахстане - областной и т. д.

Для государства бюджет является средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства. Экономическая природа и сущность бюджетной системы проявляется не в ее структуре, то есть не в том, сколько в ней уровней, а в том, какие финансовые возможности законодательно закрепленные за каждым уровнем, какую степень финансовой независимости имеют эти уровни при осуществлении отведенных на них конституцией государства и законодательством функций. В тоталитарных государствах существует чрезмерная централизация в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. Местные органы власти распоряжаются финансовыми ресурсами, которые, в основном, выделяет центральная власть, их финансовые возможности ограничены, соответственно и функции - вспомогательные. Уровень финансовой независимости местных органов власти - это самый характерный показатель уровня развития демократических принципов в государстве. Без финансово независимых местных органов самоуправления развитие демократии невозможно.

Сейчас бюджетная система государства - это объединение всех уровней государственного бюджета на принципах единства. Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция и принятые на ее основе законы и другие законодательные акты. Экономическую основу бюджетной системы государства составляет экономический и научно-технический потенциал. Составляющими бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основывается на административно-державном устройстве.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными уровнями бюджетной системы. Он определяется государственным устройством и административным делением государства. Бюджетный строй основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Принцип единства бюджета означает существование единого расчета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации от одного уровня бюджета другому.

Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

Принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отражения в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банка.

Принцип гласности обеспечивает освещение средствами массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении. Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

Экономическое содержание бюджета и его звеньев раскрывается в распределительных процессах, которые по своей сути очень разнообразны и охватывают все уровни государственного управления. Движение валового внутреннего продукта на всех стадиях - и создание к потреблению осуществляется с помощью денежных фондов. Поэтому в зависимости от того, как происходит процесс мобилизации и использования бюджетных средств, как это влияет на формирование фондов потребления и накопления определяется роль бюджета в управлении экономикой.

В связи с этим важное значение имеет постоянное совершенствование системы мобилизации доходов бюджета, лучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Система платежей в бюджет должна основываться на следующих принципах: каждое звено бюджетной системы должно иметь закрепленный в законодательном порядке перечень платежей, полностью поступающих, в этот бюджет и являются достаточными для покрытия предусмотренных расходов. Если в отдельные периоды доходы не покрывают расходов, то бюджету предоставляются субсидии из общегосударственного бюджета.

Другим важным направлением влияния бюджета на экономические и социальные процессы в государстве - расходы. Они участвуют в формировании конечной величины фондов потребления и накопления. Значительные суммы бюджетных ресурсов предназначены для формирования фонда потребления.

Важной проблемой усиления роли бюджета в распределительных процессах является достижение оптимальных соотношений между различными звеньями бюджетной системы. Из общегосударственных бюджетов финансируется сейчас значительная доля всех расходов. Существует тенденция к увеличению доли местных бюджетов в финансировании бюджетных расходов, а это может положительно повлиять на развитие системы местного самоуправления и в конечном итоге на использование бюджетных средств в целом.

Итак, финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс реформирования финансовой системы заключается в том, что у нее отодвинуты на второй план выполнения ее функций по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих средства в акции предприятий .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое способ уменьшаемого остатка начисления амортизации: понятие и особенности метода
Виды банковских операций с векселями
Где смотреть серию и номер полиса ОМС – советы по использованию полиса