Урок на тему "политика перестройки в сфере экономики". Презентация "Политика перестройки в сфере экономики" по истории – проект, доклад Продолжение курса Ю
- Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
- Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
- Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
- Формировать навыки исследовательской работы.
учащиеся должны уметь:
- составлять таблицы;
- характеризовать периоды в развитии перестройки;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
- определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Перестройка – объективная необходимость.
- Первый этап перестроечных процессов.
- Второй этап перестроечных процессов.
- Результаты перестройки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу
«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:
«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »
В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы
Кризисные явления в различных сферах
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция,
неспособность государственных органов к решению общественных проблем
и т.д. Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. |
На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:
– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?
Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.
- В экономической сфере –
сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран. - В социальной сфере –
достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество). - В политической сфере –
Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.
Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.
Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока
«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.
III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1
Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.
Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.
Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.
Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.
Слайд 4. Задачи «Перестройки»
Слайд 5. Первые реформы в экономике.
Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:
Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.
Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?
Ребята аргументируют свой выбор.
Первый этап урока завершается выводом:
перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)
IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу
«Основные события 1985–1991 гг.»
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР |
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г.
избран М.С.Горбачёв. Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный. |
|
Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. | 26 апреля 1986 г.
– авария на Чернобыльской
АЭС. Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан) |
Январь 1987 г.
– Пленум ЦК рассмотрел вопрос
омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность –
открытость и правдивость в освящении прошлого. Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. |
|
Март 1988 г.
– Публикация в газетах письма
Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе.
Консолидация антиперестроечных сил.
Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы. |
Весна 1988 г.
– начало войны между Арменией
и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении. |
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. | Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. |
Март 1990 г.
– III
внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому
правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й
статьи Конституции. Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике. Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС. |
«Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость. 12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. |
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. | Январь 1991 г.
– События в Вильнюсе и в
Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе
СССР.
Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа) 8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. |
Экономическое развитие СССР.
Среднегодовые показатели, % | 1981–1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
Темпы прироста национального дохода | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
Темпы прироста производительности труда | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)
Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.
Главная задача – остановить разложение социалистической системы.
Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)
– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.
– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)
Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.
Показ слайдов (10 – 13).
Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.
V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)
«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…
Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…
Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».
Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?
– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?
На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.
Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.
Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.
– Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).
– Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).
В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.
Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.
– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)
– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.
– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)
– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.
Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.
Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.
VIII. Показ слайдов 15–36 .
IX. Задание классу :
Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.
Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.
X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»
План сравнения | При Н.С.Хрущёве | В годы перестройки |
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе | ||
2. Отношение к гражданским правам и свободам | ||
3. Отношение к политической оппозиции | ||
4. Применение репрессий к политическим противникам | ||
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п. | ||
6. Основные преобразования в экономической сфере | ||
7. Основные политические и социальные реформы. | ||
8. Результаты реформ. |
IX. Выставление и комментирование оценок.
X. Домашнее задание
Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.
Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, проводимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической деятельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.
Дополнительные цели: провести сравнительный анализ политики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги перестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке.
Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ускорения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис потребления, кадровая революция.
Важнейшие даты и события:
1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».
Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы.
1990 г. - Программа «500 дней».
Ход урока
I . Изучение нового материала.
Продолжение курса Ю. В. Андропова.
По пути экономических реформ.
1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.
С целью организации знаний и на основе знаний основной
школы сформулируйте краткую характеристику деятельности
Юрия Владимировича Андропова (см. §37, с. 353-356).
кризис коммунистической идеологии и системы;
инертность правящей бюрократии;
нарастание социально-экономических и внешнеполитических трудностей;
массовая неудовлетворенность своим положением;
кризис системы потребления;
кризис массового производства;
кризис сельского хозяйства;
стремление к переменам приобретает массовый характер;
возникновение неформальных общественных течений, требовавших демократизации социализма.
Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:
/ этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;
II этап -лето 1987 г. - 1990 г.
Вопросы обучающимся:
Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направлении реформ?
В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
СССР?
Дайте характеристику избранного курса на ускорение.
Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался неэффективен этот социально-экономический курс?
В чем причина неэффективности политики ускорения?
Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либерального характера.
2. По пути экономических реформ.
Учитель делает определенные пояснения:
Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает
ся, был выдвинут курс на «перестройку».
Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».
Закрепление изученного материала.
(Тест)
Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».
Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».
НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА про экономические и политические реформы в ходе "перестройки" СССР? И какие последствия? и получил лучший ответ
Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-1991 гг. - реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.) , роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.
1.Экономическое содержание "перестройки".
В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.) , экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года. "
Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров.
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Впервые после войны был включен денежный станок.
В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования. В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.
Слайд 2
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.
Слайд 3
Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения
Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.
- Увеличение выпуска машин и оборудования
- Модернизация производства
- Госприемка (контроль за качеством продукции
- Ужесточение трудовой дисциплины
Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.
Слайд 4
Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..
Слайд 5
Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации
- Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
- Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
- Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
- Огромные капиталовложения в машиностроение.
Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.
Слайд 6
Второй этап реформ. Перестройка
Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.
Слайд 7
Второй этап реформ (1987г.)
Перестройка
- Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
- Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
- Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
- Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
- Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
Слайд 8
Головокружение от перестройки
Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.
Слайд 9
Л. Абалкин
В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.
Г. Явлинский
Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».
Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.
Слайд 10
К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.
Слайд 11
Провал второго этапа
- Сопротивление
- Безответственность
- Ограниченное развитие
- Криминалитет
Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).
КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:
ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»
Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.
Задачи:
Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах
Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем
Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).
Ход урока:
Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?
Задания:
А) определить тему урока и поставить его цель
Б) назвать человека, которому посвящен сюжет
Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний
Изучение надо начинать с осознания цели
Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки
Слайд-4 тема урока
Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева
3.Формирование новых знаний
Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки
( Приложение1 )
Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.
Проверка и обсуждение ответов.
Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи
Учащиеся-конспект урока,
Работа с текстом учебника.
Задание: Объясните опираясь на материал § 39:
1. В чем причина неэффективности политики ускорения;
2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.
Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )
Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.
Вопросы обучающимся:
1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления
2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ
Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.
Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».
Работа в группах
Слайд-6 «Причины Перестройки».
Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»
§ 39 с.370-372 с/р
Работа с классом
§ 39 с.373-377. Работа в группах
Слайд 8.«Перестройка-это»
Работа склассом
4.Самостоятельная проверка понимания нового материала
1 . Отметьте правильный ответ :
Перестройка-это:
А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства
Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством
В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР
Д) процесс разрушения экономической структуры общества
2. Что является лишним в ряду?
Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:
А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;
Б) развитие кооперации;
В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;
Г) широкая приватизация государственной собственности.
Индивидуально
Слайд 9 самостоятельная проверка в парах
5.Закрепление.
Вопросы на закрепление знаний:
Какую цель поставили в самом начале урока?
Назовите причины политики Перестройки.
Дайте определение политики Перестройки.
В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?
Сделайте общий вывод по изученной теме.
Работа с классом
Слайд 10 вопросы на закрепление
Слайд11
6.Рефлексия.
Информация о домашнем задании
1. Как я усвоил материал:
Получил глубокие знания-10 б.
Усвоил материал частично-7 б.
Мало что понял и запомнил-5 б.
2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.
Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»
Самоанализ. Индивидуально.
Приложение 1.
«Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)
«В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.
Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.
Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.
Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».
Приложение 2.
«Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»
Экономическая реформа:
Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования
Госзаказ
Отказ от монополии внешней торговли
Сокращение числа отраслевых министерств
Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами
1988
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы
1990
«О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:
Демонополизация
Децентрализация
Разгосударствление
1990
«Программа 500 дней»:
Приватизация
Переход к рынку
Ограничение власти центра
Итоги экономических реформ: