Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок на тему "политика перестройки в сфере экономики". Презентация "Политика перестройки в сфере экономики" по истории – проект, доклад Продолжение курса Ю

  • Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
  • Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
  • Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
  • Формировать навыки исследовательской работы.

учащиеся должны уметь:

  • составлять таблицы;
  • характеризовать периоды в развитии перестройки;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты перестройки;
  • сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
  • определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Перестройка – объективная необходимость.
  2. Первый этап перестроечных процессов.
  3. Второй этап перестроечных процессов.
  4. Результаты перестройки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу

«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос:

«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »

В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы

Кризисные явления в различных сферах

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.

Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса.

Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы.

На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:

– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.

  1. В экономической сфере –
    сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
  2. В социальной сфере –
    достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).
  3. В политической сфере –
    Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока

«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.

III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1

Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.

Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после смерти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.

Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.

Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.

Слайд 4. Задачи «Перестройки»

Слайд 5. Первые реформы в экономике.

Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:

Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.

Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.

Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?

Ребята аргументируют свой выбор.

Первый этап урока завершается выводом:

перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)

IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу

«Основные события 1985–1991 гг.»

Важнейшие политические мероприятия Национальные проблемы СССР
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г. избран М.С.Горбачёв.

Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охарактеризован как застойный.

Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС.

Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан)

Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность – открытость и правдивость в освящении прошлого.

Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.

Март 1988 г. – Публикация в газетах письма Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация антиперестроечных сил.

Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы.

Весна 1988 г. – начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.

Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении.

Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й статьи Конституции.

Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике.

Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС.

«Парад суверенитетов» союзных республик.

Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость.

12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.

Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий и организаций. Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.

Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа)

8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ

21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.

Экономическое развитие СССР.

Среднегодовые показатели, % 1981–1985 1986 1987 1988 1989 1990
Темпы прироста национального дохода 3,5 2,3 1,6 4,4 2,5 -4
Темпы прироста производительности труда 3 2,1 1,6 4,8 2,2 -3

I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)

Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.

Главная задача – остановить разложение социалистической системы.

Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)

– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.

– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)

Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.

Показ слайдов (10 – 13).

Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.

V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)

«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…

Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…

Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».

Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?

– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?

На основании рабочего листа составляется характеристика второго этапа перестройки.

Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.

Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.

Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.

Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.

– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)

– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством, со строгим подчинением республик центру.

– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы,)

– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.

Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.

Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.

VIII. Показ слайдов 15–36 .

IX. Задание классу :

Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.

Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.

X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»

План сравнения При Н.С.Хрущёве В годы перестройки
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе
2. Отношение к гражданским правам и свободам
3. Отношение к политической оппозиции
4. Применение репрессий к политическим противникам
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п.
6. Основные преобразования в экономической сфере
7. Основные политические и социальные реформы.
8. Результаты реформ.

IX. Выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание

Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, про­водимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической дея­тельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.

Дополнительные цели: провести сравнительный анализ по­литики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги пе­рестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сфе­рах общества, которые препятствовали перестройке.

Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ус­корения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис по­требления, кадровая революция.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».

Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономиче­ской реформы.

1990 г. - Программа «500 дней».

Ход урока

I . Изучение нового материала.

    Продолжение курса Ю. В. Андропова.

    По пути экономических реформ.

1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.

С целью организации знаний и на основе знаний основной
школы сформулируйте краткую характеристику деятельности
Юрия Владимировича Андропова (см. §37, с. 353-356).

    кризис коммунистической идеологии и системы;

    инертность правящей бюрократии;

    нарастание социально-экономических и внешнеполитиче­ских трудностей;

    массовая неудовлетворенность своим положением;

    кризис системы потребления;

    кризис массового производства;

    кризис сельского хозяйства;

    стремление к переменам приобретает массовый характер;

    возникновение неформальных общественных течений, тре­бовавших демократизации социализма.

Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:

/ этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;

II этап -лето 1987 г. - 1990 г.

Вопросы обучающимся:

    Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направле­нии реформ?

В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
СССР?

Дайте характеристику избранного курса на ускорение.

    Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался не­эффективен этот социально-экономический курс?

    В чем причина неэффективности политики ускорения?

    Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти по­пытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного зара­жения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либе­рального характера.

2. По пути экономических реформ.

Учитель делает определенные пояснения:

Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает­
ся, был выдвинут курс на «перестройку».

Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы ре­формы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».

    Закрепление изученного материала.

(Тест)

Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».

Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».

НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА про экономические и политические реформы в ходе "перестройки" СССР? И какие последствия? и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-1991 гг. - реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной экономики.
К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.) , роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период.
1.Экономическое содержание "перестройки".
В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.) , экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года. "
Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров.
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Впервые после войны был включен денежный станок.
В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась. Начались поиски иных путей реформирования. В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

Слайд 2

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.
В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост.
Ситуация стала кризисной к 1980-м гг., когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год.

Слайд 3

Первый этап реформ (1985г.)Стратегия ускорения

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.

  1. Увеличение выпуска машин и оборудования
  2. Модернизация производства
  3. Госприемка (контроль за качеством продукции
  4. Ужесточение трудовой дисциплины

Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения. Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу XX в.

Слайд 4

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия».Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Предполагалось использовать следующие резервы: 1) полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы; 2) укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков; 3) силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции..

Слайд 5

Провал политики ускорения и ухудшение экономической ситуации

  1. Падение цен на нефть и нефтепродукты осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это вызывало экономический кризис.
  2. Антиалкогольная компания. Бюджет ежегодно недополучал 40-50 млрд рублей.
  3. Авария на Чернобыльской АЭС 27 апреля 1986 г., позже – землетрясения в Армении.
  4. Огромные капиталовложения в машиностроение.

Стр. 370-371 – выписать причины провала политики ускорения.

Слайд 6

Второй этап реформ. Перестройка

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г.

Слайд 7

Второй этап реформ (1987г.)

Перестройка

  • Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий (перевод на хозрасчет и самоокупаемость)
  • Создание кооперативов и разрешение индивид. трудовой деятельности.
  • Создание фермерских хозяйств (1989 г..)
  • Лишение райкомов и обкомов КПСС хозяйствен-ных функций
  • Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
  • Слайд 8

    Головокружение от перестройки

    Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране в 1918 г.
    В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбора руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.
    На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой.

    Слайд 9

    Л. Абалкин
    В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик - академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

    Г. Явлинский
    Комиссия Шаталина-Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней».

    Было решено на основе программ Абалкина и Шаталина-Явлинского выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В итоге, поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.

    Слайд 10

    К лету 1991 г. было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских органов власти, отстаивавших свой суверенитет.
    Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой правительства.

    Слайд 11

    Провал второго этапа

    • Сопротивление
    • Безответственность
    • Ограниченное развитие
    • Криминалитет

    Раскройте каждую характеристику применительно к причинам провала второго этапа реформ (стр. 375-377).

    КЛАСС: 11 УРОК № 54 ДАТА:

    ТЕМА: «Политика Перестройкив сфере экономики»

    Цели урока: сформировать понятие «Перестройка» и оценить ее роль и место в истории СССР, Российской Федерации.

    Задачи:

      Выяснить причины Перестройки, выделить цели и задачи политики в сфере экономики; получить представление об отношении к социально-экономическим процессам в обществе и его итогах

      Способствовать формированию навыков работы в малых группах; развивать навыки самостоятельной работы; формировать ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, разрешение проблем

      Учиться решать нестандартные задачи; оценивать периоды истории страны с общегражданских позиций и своих взглядов

    Оборудование: учебник, тетрадь, презентация по теме урока, мультимедиа, дополнительный материал (Приложени1 и 2).

    Ход урока:

    Входной контроль. Проверить готовность учащихся к восприятию модуля.

    Задание:1. Сформулировать краткую характеристику деятельности Ю.В. Андропова на посту руководителя КПСС и Советского государства(ожидаемый ответ: попытка реанимации агонизирующей общественной системы при помощи чрезвычайных административных мер-серьёзные кадровые перестановки, введение мер по укреплению трудовой, плановой и государственной дисциплины,-и борьба с коррупцией)2. Что такое «нефтедоллары»? Какую роль и когда они стали играть в экономике СССР?

    Задания:

    А) определить тему урока и поставить его цель

    Б) назвать человека, которому посвящен сюжет

    Организация диалога школьников, с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний

    Изучение надо начинать с осознания цели

    Слайд-1-3 с плакатами периода Перестройки

    Слайд-4 тема урока

    Слайд-5 с портретом М.С. Горбачева

    3.Формирование новых знаний

    Учитель подчеркивает, что необходимость кардинальных реформ была обусловлена историческим ходом событий начиная с 60-х гг. Работа с источником и учебником с целью выяснения причин Перестройки

    ( Приложение1 )

    Задание : Найти 3 причины, по которым начинается Перестройка.

    Проверка и обсуждение ответов.

    Учитель-выделяет этапы в деятельности М.С. Горбачева. Объясняет, что означал курс на ускорение, его цели и задачи

    Учащиеся-конспект урока,

    Работа с текстом учебника.

    Задание: Объясните опираясь на материал § 39:

    1. В чем причина неэффективности политики ускорения;

    2. Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти попытались скрыть последствия взрыва на АЭС, несмотря на серьезную опасность радиоактивного заражения.

    Учащиеся знакомятся с таблицей «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг.). (Приложение 2 )

    Задание : прочитать текст учебника, выписать итоги реформ (кратко), выступить с сообщениями об экономических реформах и их итогах.

    Вопросы обучающимся:

    1. Перечислите экономические реформы, их задачи и методы осуществления

    2.Установите, в чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ

    Завершение этапа групповой работы. Используя полученные знания учащиеся выводят определение Перестройки.

    Задание : Порассуждайте, что заставило пересмотреть концепцию «ускорения» и перейти к преобразованиям в экономике и политике.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Работа с текстом документа «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.) из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

    Работа в группах

    Слайд-6 «Причины Перестройки».

    Слайд-7 «Этапы в деятельности М.С. Горбачева»

    § 39 с.370-372 с/р

    Работа с классом

    § 39 с.373-377. Работа в группах

    Слайд 8.«Перестройка-это»

    Работа склассом

    4.Самостоятельная проверка понимания нового материала

    1 . Отметьте правильный ответ :

    Перестройка-это:

    А) политика, направленная на сосредоточение всех ресурсов в руках государства

    Б) политика, направленная на выход из кризиса и соглашение с крестьянством

    В) процесс реформирования тоталитарной системы в СССР

    Д) процесс разрушения экономической структуры общества

    2. Что является лишним в ряду?

    Экономические преобразования в СССР в 1985-1989 гг.:

    А) перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет;

    Б) развитие кооперации;

    В) разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

    Г) широкая приватизация государственной собственности.

    Индивидуально

    Слайд 9 самостоятельная проверка в парах

    5.Закрепление.

    Вопросы на закрепление знаний:

      Какую цель поставили в самом начале урока?

      Назовите причины политики Перестройки.

      Дайте определение политики Перестройки.

      В чем состоял основной просчет в процессе проведения экономических реформ?

    Сделайте общий вывод по изученной теме.

    Работа с классом

    Слайд 10 вопросы на закрепление

    Слайд11

    6.Рефлексия.

    Информация о домашнем задании

    1. Как я усвоил материал:

      Получил глубокие знания-10 б.

      Усвоил материал частично-7 б.

      Мало что понял и запомнил-5 б.

    2. Каковы были основные трудности, как вы их преодолели?3. Замечания и предложения на будущее.

    Д/з: § 39, составить тезисы ответа по теме «Сущность Перестройки»

    Самоанализ. Индивидуально.

    Приложение 1.

    «Перестройка в СССР (1985-1991 ГГ.)» из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».( Дается краткое изложение ее основных положений)

    «В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов.

    Это кризис сверхдержавы, усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.

    Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Из-за возникшего тотального дефицита товаров народного потребления постоянно росло недовольство условиями жизни. Поскольку информацию об уровне жизни в других странах с развитием современных технологий и коммуникаций скрывать уже было нельзя, то разрыв в уровне жизни в СССР и странах Запада был очевиден. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди. Если Москва и Ленинград снабжались продуктами питания относительно удовлетворительно, то в провинции не хватало самых необходимых продуктов: молока, масла, даже хлеба(мяса в местных магазинах не было постоянно). В Москву за продуктами отправлялись жители близлежащих городов, а со временем встолицу отовариваться стали приезжать издалека.

    Кризис авторитарной политической системы. Люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция».

    Приложение 2.

    «Этапы реформы экономики в СССР (1985-1991 гг»

    Экономическая реформа:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования

      Госзаказ

      Отказ от монополии внешней торговли

      Сокращение числа отраслевых министерств

      Признание равноправия новых форм хозяйства на селе(арендных кооперативов, фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами

    1988

    Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации»: начало развития сферы частной инициативы

    1990

    «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»:

      Демонополизация

      Децентрализация

      Разгосударствление

    1990

    «Программа 500 дней»:

      Приватизация

      Переход к рынку

      Ограничение власти центра

    Итоги экономических реформ:

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
    Как составить смету на строительство и ремонт?
    Банковские карты как инструмент организации безналичных расчетов