Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Идентификатор начисления уин что. Код УИН в платежном поручении — что это такое и где его взять? Использование уникального идентификатора платежа физическими лицами

В настоящее время отдельные банки хотят видеть в платежных поручениях УИН. Что это такое и зачем это нужно? Изменились ли требования к заполнению платежного поручения? Читайте об этом в предложенном материале.

Сегодня бухгалтеры начали сталкиваться с ситуацией, когда банковские работники просят их отражать в платежном поручении в поле «Назначение платежа» дополнительную информацию, а именно УИН и 20-значный код. Естественно, возникает вопрос, что это такое и зачем это надо указывать.

Сразу скажем, что в настоящее время по-прежнему действует Приказ Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - Приказ Минфина РФ № 106н).

Реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены в приложениях 1 - 3 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П (далее - Положение № 383-П).

При этом на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) представлен проект приказа Минфина «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - проект приказа Минфина). На момент подготовки данного материала документ находится в стадии «Завершение подготовки», следующая стадия - «Принятие акта».

Соответственно, одновременно планируется признать утратившим силу Приказ Минфина РФ № 106н.

Предполагается, что данный приказ начнет действовать с 1 января 2014 года, за исключением положений об указании в распоряжении о переводе денежных средств реквизита «Код», вступающих в силу с 31 марта 2014 года. Предусмотрены переходные положения, которые будут действовать до 31 марта 2014 года. О них мы расскажем дальше.

Таким образом, действительно готовятся изменения в порядке заполнения платежного поручения. Попробуем разобраться в том, с чем связаны данные новшества и какие документы уже действуют, а какие планируется принять в ближайшем будущем.

Исторический экскурс, или Что такое ГИС ГМП?

Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р были одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах.

В соответствии с п. 2.2.2 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах был разработан и принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) (п. 1 Перечня нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде, одобренного Протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 08.04.2009 № 88 (разд. VIII)).

Федеральный закон № 210-ФЗ вступил в силу с30.07.2010, за исключением отдельных положений. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Федеральным законом от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» были внесены поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2013 года. Таким образом, уже почти год действует ст. 21.3 «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах» Федерального закона № 210-ФЗ.

В соответствии с данными новшествами государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами следующих платежей (далее - государственные и муниципальные услуги и платежи):

  • платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, обозначенных в п. 3 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ;
  • платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данной ситуации речь идет в том числе о следующих государственных и муниципальных услугах:

об услугах, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и оказываемых в электронной форме в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством РФ (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ);

об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и оказываются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, перечень которых утвержда-ется:

1) постановлением Правительства РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;

2) нормативным правовым актом субъекта РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ государственных услуг;

3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ).

Ответственным за создание, ведение, развитие и обслуживание ГИС ГМП является Казначейство РФ. Оно устанавливает и порядок ведения данной системы по согласованию с ЦБ РФ.

Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Казначейства РФ (другой орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые перечисляются денежные средства заявителем за указанные выше услуги и платежи, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в ГИС ГМП.

Государственные и муниципальные учреждения после начисления суммы, подлежащей уплате заявителем за предоставляемые услуги, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для их уплаты, в ГИС ГМП.

Обратите внимание:

В ГИС ГМП должны сходиться данные как о начислении сумм, подлежащих уплате, так и об их произведенной уплате.

Одновременно с 1 января 2013 года вступил в силу пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, оказывающие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, включая подтверждающие внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе об уплате государственной пошлины за их предоставление. Соответствующие данные они должны брать из ГИС ГМП. При этом заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, оказывающие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Зачем нужен УИН?

Для реализации поставленных Федеральным законом № 210-ФЗ задач с 1 января 2013 года вступил в силу Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденный Приказом Казначейства РФ от 30.11.2012 № 19н (далее - Порядок).

Порядок определяет:

  • правила доступа к ГИС ГМП;
  • перечень информации, необходимой для оплаты государственных и муниципальных услуг и внесения платежей, порядок ее получения и предоставления;
  • перечень информации об оплате государственных и муниципальных услуг и внесении платежей, порядок ее получения и предоставления.
Участниками ГИС ГМП могут быть:
  • оператор по переводу денежных средств;
  • организация федеральной почтовой связи;
  • территориальный орган Казначейства РФ, иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • местная администрация;
  • банковский платежный агент;
  • банковский платежный субагент;
  • платежный агент;
  • платежный субагент;
  • оператор Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
  • оператор регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);
  • многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • администратор доходов бюджета, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение (администратор начислений);
  • главный администратор доходов бюджета, в том числе являющийся администратором доходов бюджета, имеющий в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) осуществляющий полномочия учредителя в отношении администраторов начислений - государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также определенный субъектом РФ орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления), обеспечивающий информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и администраторами начислений.
Информационное взаимодействие участников (за исключением органов Казначейства РФ) с оператором ГИС ГМП осуществляется после прохождения процедуры регистрации только в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697, с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участника в соответствии с форматами взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников, установленными Казначейством РФ и размещенными на сайте этого ведомства в Интернете. Доступ участников к ГИС ГМП обеспечивается в круглосуточном режиме.

В ГИС ГМП используются два вида идентификаторов:

  • идентификатор плательщика (ИП);
  • уникальный идентификатор начисления (УИН).
Порядок формирования идентификаторов и допустимые ИП определены форматами взаимодействия.

Идентификатор плательщика (ИП). Извещение о начислении, извещение об аннулировании начисления, извещение об уточнении начисления, направляемые участником оператору ГИС ГМП, должны содержать ИП.

Извещение о приеме к исполнению распоряжения, извещение об аннулировании информации о приеме к исполнению распоряжения, извещение об уточнении информации о приеме к исполнению распоряжения, направляемые участником оператору ГИС ГМП, должны содержать ИП в случае его наличия в распоряжении. При отсутствии в распоряжении ИП в соответствующих полях указанных извещений проставляются нули («0»).

ИП включает в себя идентификатор сведений о физическом лице или идентификатор сведений о юридическом лице.

В качестве идентификаторов сведений о физическом лице используются:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР (СНИЛС);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • серия и номер документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер водительского удостоверения;
  • серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах МВД;
  • учетный код Федеральной миграционной службы;
  • иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством РФ.
В качестве идентификатора сведений о юридическом лице используется один из следующих идентификаторов:
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) совместно с кодом причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) юридического лица;
  • код иностранной организации (КИО) совместно с кодом причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) юридического лица.
Уникальный идентификатор начисления (УИН). Извещение о начислении, извещение об аннулировании начисления, извещение об уточнении начисления, направляемые участником оператору ГИС ГМП, в обязательном порядке содержат УИН.

Извещение о приеме к исполнению распоряжения, извещение об аннулировании информации о приеме к исполнению распоряжения, извещение об уточнении информации о приеме к исполнению распоряжения, направляемые участником оператору ГИС ГМП, должны содержать УИН (при его наличии в распоряжении). При отсутствии в распоряжении УИН в соответствующих полях указанных извещений проставляются нули («0»).

Применение идентификаторов. Соответствующие разъяснения даны в Письме Минфина РФ № 02-04-05/7491, Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.4-147 от 12.03.2013 «О Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах».

Для плательщиков - юридических лиц идентификаторы рекомендуется указывать с учетом следующего.

Что касается ИП, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) совместно с кодом причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) или код иностранной организации (КИО) совместно с кодом причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) указывается в реквизитах распоряжения «ИНН» и «КПП» плательщика.

УИН (в случае его наличия у плательщика) обозначается в реквизите распоряжения «Назначение платежа» после указания текстовой информации, предусмотренной Положением № 383-П.

УИН в реквизите «Назначение платежа» распоряжения рекомендуется отражать с учетом следующих особенностей:

  • для выделения информации об УИН после указания текстовой информации, предусмотренной Положением № 383-П, используется символ «///»;
  • УИН указывается без пробелов в следующем порядке: «УИНX…X», где X…X - значение УИН (20 символов);
  • при отсутствии у составителя распоряжения информации об УИН проставляется значение «0», например: «///УИН0».
Для плательщиков - физических лиц и индивидуальных предпринимателей идентификаторы рекомендуется применять с учетом следующего.

ИП применяется следующим образом:

  • в случае указания плательщиком идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) ИП указывается в реквизите «ИНН» плательщика распоряжения;
  • если в распоряжении не заполнено значение реквизита «ИНН» плательщика, иной ИП, предусмотренный Порядком, рекомендуется отражать в реквизите «Назначение платежа» распоряжения после указания текстовой информации, установленной Положением № 383-П.
  • УИН (при его наличии у плательщика) обозначается в реквизите «Назначение платежа» распоряжения после указания текстовой информации, определенной Положением № 383-П.
Идентификаторы в реквизите «Назначение платежа» распоряжения рекомендуется указывать с учетом следующих особенностей:
  • для выделения информации об идентификаторах после отражения текстовой информации, предусмотренной Положением № 383-П, используется символ «///»;
  • в качестве разделительного знака между УИН и ИП используется точка с запятой («;»), например: «УИН…;ИП…»;
  • идентификаторы указываются без пробелов в следующей последовательности: «УИНX…X;ИПZZ;Y…Y», где X…X - значение УИН (20 символов), ZZ может принимать одно из значений, приведенных ниже в таблице (представлена в сокращенном виде), а Y…Y - значение ИП (количество символов в соответствующем документе, но не более 20 символов).
  • в качестве разделительного знака между значением типа документа (в соответствии с вышеприведенной таблицей) и серией и номером документа используется точка с запятой («;»), например: «ИПZZ;Y…Y»;
  • в ИП серия и номер документа (например, 01 - паспорт гражданина РФ) указываются без пробела, например: «///УИН0; ИП01;0201251245»;
  • при отсутствии у составителя распоряжения информации о любом из идентификаторов вместо отсутствующего идентификатора указывается значение «0», например: «///УИН0;ИПZZ;Y…Y», «УИНX…X;ИП0»;
  • если в распоряжении заполнено значение реквизита «ИНН» плательщика, ИП не указывается, например: «УИНX…X» либо
  • «///УИН0»;
  • если в распоряжении не заполнено значение реквизита «ИНН» плательщика и при этом составитель распоряжения не указывает информацию о любом из идентификаторов, проставляется значение «0», например: «///УИН0;ИП0».

Новые правила заполнения платежного поручения

Прежде чем перейти к рассмотрению проекта новых правил заполнения платежного поручения, скажем еще об одном документе.

С 31 марта 2014 года начнут действовать изменения, внесенные в Положение № 383-П Указанием ЦБ РФ от 15.07.2013 № 3025-У (далее - Указание № 3025-У).

Положение № 383-П будет дополнено новой нормой (п. 1.21.1), в соответствии с которой в распоряжениях будет указываться уникальный идентификатор платежа в случае его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа должен будет доводиться получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств будет осуществлять контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, которые установлены договором, заключенным с получателем средств.

В распоряжениях о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ будет указываться уникальный идентификатор платежа в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с ЦБ РФ.

Кроме того, поле 22 «Код» сегодня, как правило, не заполняется. В Положении № 383-П сказано, что значение реквизита не указывается, если иное не установлено ЦБ РФ. С 31 марта 2014 года в данном поле будет отражаться уникальный идентификатор платежа в случаях, предусмотренных п. 1.21.1 Положения № 383-П. При составлении, воспроизведении распоряжения на бумажном носителе допускается указание уникального идентификатора платежа в реквизите «Код» двумя и более строками. Максимальное количество символов - 25.

Теперь стало более понятно, почему возникла необходимость в принятии нового порядка заполнения платежного поручения.

Проектом приказа Минфина в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ и в целях совершенствования органами Казначейства РФ, налоговыми органами, таможенными органами и иными администраторами доходов бюджетов, государственными (муниципальными) учреждениями автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся в распоряжениях плательщиков налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для оказания государственных и муниципальных услуг, предполагается утвердить правила указания информации:

  • идентифицирующей плательщика, получателя средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (приложение 1);
  • идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами (приложение 2);
  • идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (приложение 3);
  • идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ (приложение 4);
  • идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (приложение 5).
Сравним новые правила заполнения платежного поручения с действующими в настоящее время правилами, утвержденными Приказом Минфина РФ № 106н, и выявим основные новшества.

Напомним, что форма и реквизиты платежного поручения не меняются. Новым будет только порядок его заполнения. При этом принципиальных новшеств не будет, в основном все изменения носят уточняющий характер, а также будет заполнено поле 22 «Код».

В приложении 2 в поле 105 распоряжения будет указываться значение кода, присвоенного территории муниципального образования или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налогов, сборов и иных платежей. При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в поле 105 указывается код ОКТМО в соответствии с данной декларацией (расчетом). Напомним, что сегодня в этом поле отражается значение кода ОКАТО.

В поле 106 распоряжения указывается значение основания платежа. Как и сейчас, данный показатель будет иметь два знака, но сможет принимать кроме привычных значений (например, «ТП» - платежи текущего года и др.) еще и следующие:

  • «ИН» - погашение инвестиционного налогового кредита;
  • «ТЛ» - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • «РК» - погашение должником задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • «ЗТ» - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
  • Появилось новое значение, которое указывается в поле 107, - значение показателя налогового периода («ИН» - дата уплаты части инвестиционного налогового кредита).
  • Также новые значения добавлены и для поля 108, в котором отражается номер документа:
  • «ИН» - номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;
  • «ТЛ» - номер определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику;
  • «РК» - номер реестра дела о банкротстве.
  • Дополнены варианты заполнения поля 109 распоряжения:
  • «ИН» - дата решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;
  • «ТЛ» - дата определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику;
  • «РК» - дата реестра требований кредиторов.
Кардинально изменятся правила заполнения поля 110. Сегодня в нем указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения:
  • «НС» - уплата налога или сбора;
  • «ПЛ» - уплата платежа;
  • «ГП» - уплата пошлины;
  • «ВЗ» - уплата взноса;
  • «АВ» - уплата аванса или внесение предоплаты;
  • «ПЕ» - уплата пени;
  • «ПЦ» - уплата процентов;
  • «СА» - налоговые санкции, установленные НК РФ;
  • «АШ» - уплата административного штрафа;
  • «ИШ» - уплата иного штрафа, предусмотренного соответствующими законодательными или другими нормативными актами.
Планируется, что в поле 110 распоряжения будет указываться показатель типа платежа, который будет иметь два знака и может принимать следующие значения:
  • «ПЕ» - уплата пени;
  • «ПЦ» - уплата процентов.
При уплате налога (сбора), в том числе авансового платежа, взноса, применении налоговых санкций, установленных НК РФ, уплате административных и иных штрафов, а также других платежей, администрируемых налоговыми органами, в поле 110 будет указываться значение «0».

Как мы сказали выше, согласно Указанию № 3025-У в реквизите «Код» распоряжения отражается УИН.

В реквизите «Назначение платежа» распоряжения после информации, установленной Положением № 383-П, будет указываться дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.

Принципиально новым является приложение 4 «Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В действующем сегодня документе отдельных правил для уплаты страховых взносов нет, поэтому после утверждения нового порядка заполнения платежного поручения необходимо уделить данному вопросу самое пристальное внимание.

Планируется, что новый порядок оформления платежных поручений вступит в силу с 1 января 2014 года. При этом Указание № 3025-У, которое вносит изменения в Положение № 383-П, начнет действовать с 31 марта 2014 года. В проекте приказа Минфина предусмотрены следующие переходные положения.

До 31 марта 2014 года в распоряжениях о переводе денежных средств, форма которых установлена Положением № 383-П, в реквизите «Назначение платежа» указываются УИН или индекс документа из извещения физического лица, заполненного за плательщика налоговых платежей налоговым органом и состоящего

из 20 символов, текстовая информация, предусмотренная Положением № 383-П, а также иные сведения, необходимые для идентификации платежа.

УИН указывается первым в реквизите «Назначение платежа». Он состоит из 23 знаков: первые три знака принимают значение «УИН», знаки с 4-го по 23-й соответствуют значению УИН.

Для выделения информации об УИН после уникального идентификатора начислений используется символ «///», например: «УИН12345678901234567890///».

Составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает УИН в соответствующем реквизите распоряжения.

Кредитные организации, платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму с реестром в уплату платежей, в том числе за государственные и муниципальные услуги, производимых физическими лицами, в поле «Назначение платежа» указывают информацию в соответствии с Положением № 383-П. УИН отражается в соответствующем реквизите реестра, сформированного к платежному поручению на общую с реестром сумму.

УИН в платежном поручении в 2020 году надо проставлять в поле 22 только в том случае, если он установлен получателем средств. Расскажем, где взять УИН и как правильно заполнить поле 22.

Как расшифровать УИН

УИН (уникальный идентификатор начислений) - код, который инспекторы присваивают платежам и сообщают в налоговых требованиях. Указывать УИН в платежном поручении в 2020 году нужно не всегда, а только когда его присвоил получатель платежа.

Вместе с тем в Положении Банка России от 19.06.2012 № 383-П речь идет об УИП в платежном поручении, который расшифровывается как «уникальный идентификатор платежа». В законодательстве не сказано, что УИН и УИП это один и тот же реквизит. Но все же в письмах чиновники предлагают приводить УИН в платежном поручении

УИН нужно указывать только в платежном поручении на уплату недоимки, пени или штрафа по требованию ИФНС, ПФР или ФСС (Правила, утв. приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н). То есть когда налоговики или фонды сами пришлют требование на уплату недоимки или штрафа.

По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных налоговых платежей и страховых взносов в бюджет. Сведения о платежах в бюджет передаются в Государственную информационную систему. Если в платежном поручении указать неверный УИН в 2020 году, система не идентифицирует платеж, а значит обязанность по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет будет считаться неисполненной.

Налоговики обязаны уточнить платеж по просьбе компании, даже если она перепутала счет казначейства. Чтобы налоговики зачли деньги и обнулили пени в карточке расчетов с бюджетом, следуйте такому алгоритму.

Где найти УИН в платежном поручении с 2020 года

УИН для компаний. При платежах по требованию инспекции в реквизите "Код" (поле 22) надо поставить 20-значный номер, указанный в требовании. Если номера в требовании нет - значение "0". Надо записать "0" и при заполнении платежных поручений по текущим платежам по налогам и взносам, а также на погашение недоимки (пени, штрафов) до получения требования.

В 2020 году компании могут указывать в платежных поручениях и ИНН, и УИН одновременно. А могут указать только ИНН, ведь УИН известен не всегда.

УИН для предпринимателей. Если в 2020 году предприниматель перечисляет текущие налоговые платежи, например, это может быть аванс по налогу на прибыль в определенный установленный срок, или текущий платеж по ЕНВД или упрощенному налогу, то инспекторы не присваивают код УИН и в поле 22 платежки надо записать "0". В этом случае платеж нужно идентифицировать по КБК, КПП и ИНН. Но тогда в поле 60 необходимо занести ИНН предпринимателя. То есть в каждом платежном поручении на уплату текущего налога надо записать ИНН. А в платежках, по которым известен УИН, записывать ИНН необязательно (письмо ФНС от 08.04.16 № 3Н-4-1/6133@).

Компаниям в 2020 году станет проще работать с документами, оформлять и заверять сделки. Банки обязали возвращать страховые премии, а операторов платежных систем - отправлять sms о блокировке электронного кошелька. Узнайте, какие изменения следует учесть в 2020 году.

Что будет, если УИН в платежном поручении в 2020 году не заполнен

При заполнении платежного поручения нужно внимательно заполнить поле для УИН. Ошибки или неточности при внесении реквизитов в поле 22 могут привести к тому, что платеж попадет в разряд невыясненных и за компанией будет числиться недоимка, на которую налоговики могут начислить пени (ст. 75 НК РФ НК РФ).

Некоторые банки не принимают платежки к исполнению без УИН. В этом случае компания не может исполнить обязанность по уплате налогов и взносов.

Отметим, что требование писать в платежном поручении и ИНН, и УИН относится только к предпринимателям, нотариусам, адвокатам, главам крестьянских и фермерских хозяйств. На компании такое требование не распространяется (письмо ФНС от 08.04.16 № ЗН-4-1/6133@). Поэтому банк не вправе отказать компании принять платежку, в которой в поле 22 стоит "0", но заполнен ИНН плательщика.

Нередко наталкивается на поле №22, и сразу возникает вопрос: что это за «код УИН» и откуда его взять? Сразу хотим успокоить — нужен он далеко не всегда (вернее, во многих случаях там ставится ноль). Итак, УИН – это уникальный идентификатор начисления. Его нужно прописывать при совершении платежей через банк.

Что такое УИН

УИН — цифровой код, который нужен для контроля над платежами в бюджет государства от ФЛ и ЮЛ. Это значение, в которое входит 20 цифр. От других сведений цифры отделяются символом «///».

Идентификатор представляет собой составляющую Информационной системы (ГИС ГМП). Код устанавливается для всех типов платежей, направляемых в бюджет. УИН позволяет определить вид платежа, облегчить поступление средств в место назначения.

Идентификатор заносится в поле «Код». Это поле обозначается цифрами 22. Указывать код УИН в платежных документах нужно обязательно. Без этого невозможно направить средства в бюджет страны. Т.е. даже если УИНа нет, нужно ставить ноль. Пустым поле оставлять нельзя. К примеру, это могут быть платежи:

  • Налоги.
  • Государственные пошлины.
  • Штрафы.
  • Пени.
  • Различные задолженности.

Сотрудники банка не примут платежки без указания кода. Его также нужно прописывать при переводе средств через терминалы.

К СВЕДЕНИЮ! Для каждого типа платежа код УИН будет различным. А потому очень часто возникает путаница. Плательщики не знают, какие именно цифры указывать в платежках.

Значение составляющих идентификатора

Каждое число, включенное в идентификатор, имеет свой смысл:

  • Первые три числа. Присваиваются казначейством.
  • Четвертое число. Обозначает ведомство, от которого пришел запрос на перечисление средств.
  • Пятое число. Представляет собой код платежа.
  • Шестое и седьмое число. Дата проведения платежа.
  • Числа с 8-го по 12-е. Серия и номер.
  • Двадцатое число. Нужно для повышения уникальности идентификатора. Присваивается конкретной платежке.

Идентификатор утверждается получателем средств. Формирование его – это автоматический процесс. Код должен быть уникальным для каждого платежного документа.

ВАЖНО! Плательщику нельзя формировать код самостоятельно, используя произвольные числа. Если код УИН будет просто придуман, средства не дойдут до их получателя.

ВНИМАНИЕ! Иногда, если лицо не знает свой идентификатор, можно проставить «0». В некоторых случаях код УИН дополняется буквенными обозначениями. Это могут быть русские или латинские буквы.

Что обозначает идентификатор в квитанции

Код служит идентификации платежа. В нем содержится эта информация:

  • Кем выставляется платеж.
  • Адресат платежа.
  • За что именно уплачиваются средства.

Сотрудник банка может расшифровать код, после чего он направляет платеж его адресату. Все начисления в бюджет фиксируются в системе ГТС ГМП. Наличие кода позволяет безотлагательно зафиксировать платеж.

Правовая база

Использование идентификатора было установлено Приказом Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. Это был первый документ, который утвердил использование УИН в качестве реквизитов. Однако когда действовал только этот документ, код использовался в рекомендательном порядке. Необходимость его применения появилась после выхода Приказа Минфина №107 от 12 ноября 2013 года. Соответствующее обязательство связано с формированием системы ГИС ГМП.

До 31 марта 2014 года идентификатор указывался в поле «Назначение средств». После этой даты код стал вноситься в поле «22».

Еще один регулирующий документ – ФЗ №210 «О предоставлении госуслуг» от 27 июля 2010 года. Он утвердил идентификатор платежей, который нужен для быстрой доставки средств по назначению.

Для чего нужен УИН

УИН требуется для быстрого и эффективного распределения средств. Представители банков и бюджетных структур на основании этого кода определяют, кому предназначаются средства. Так как код служит идентификации, он будет уникальным для каждого платежного документа.

Система УИН служит упрощению системы бюджетных платежей и сборов. Она позволяет исключить появление платежей с неопределенным назначением. Указание идентификатора позволяет быть уверенными в том, что средства точно дойдут до своего адресата.

Как получить идентификатор

Для получения УИН нужно проделать следующие действия:

  1. Получение от бюджетных структур требования об уплате средств (пени, штрафов, налогов).
  2. Именно в этом требовании можно найти нужный идентификатор.
  3. В платежный документ вносятся все цифры, содержащиеся в требовании. Вносить их нужно в код «22». Это поле находится в нижнем блоке платежки.

ВНИМАНИЕ! Коды не содержатся ни в каких таблицах и справочниках по той простой причине, что они уникальны. Списка идентификаторов по этой причине просто не может существовать. Каждому платежу присваивается свой номер. УИН может поступить только от контролирующей структуры. Указан он в требовании, на основании которого совершается платеж.

ВАЖНО! Код УИН актуален только для платежей, адресатом которых являются государственные и бюджетные структуры.

Когда в коде УИН нет необходимости

Прописывать идентификатор в некоторых случаях не нужно. В частности, код не нужен при переводе текущих платежей. ИП и ЮЛ сами рассчитывают суммы налогов и уплачивают их на основе налоговой декларации.

Рассмотрим пример. ЮЛ оплачивает НДС. Реквизитом в этом случае может являться КБК. Он указывается в поле 104. ИП и ФЛ в качестве кода может использовать ИНН. Однако если в строке 22 не будет указано ничего, платежка не принимается. А потому в этой строке нужно прописать «0».

Особенности указания кода при различных типах платежей

Нюансы указания УИН зависят от конкретного вида платежа.

Налоги

Нужный УИН содержится в индексе требования. Это актуально в том случае, если плательщику выставляется платежка. Если же он уплачивает текущий налог самостоятельно, идентификатор указывать не требуется. В поле 22 проставляется код «0». Основание – Письмо ФСС №17-03-11/14-2337 от 21 февраля 2014 года. Также заменить реквизит можно ИНН (письмо ФНС №3Н-4-1/6133 от 8 апреля 2016 года). Однако в платежных документах можно указать и УИН, и ИНН.

Госпошлина

Госпошлина уплачивается на основании поступившей квитанции. Если она получена по месту обращения, нужный идентификатор – это индекс квитанции. Однако обычно плательщик не обращается в органы за документом. То есть код ему узнать не от куда. В этом случае в строке 22 указывается «0».

Уплата услуг детского сада

При уплате услуг детского сада также нужно указывать идентификатор. Нюанс получения кода заключается в том, что обычно детские сады не выставляют никаких письменных требований родителям. Где получить УИН? За ним можно обратиться в бухгалтерию сада. Код включает в себя обозначение ребенка. За УИН достаточно обратиться один раз. В дальнейшем платежи будут совершаться по ранее полученному коду. Так же выполняется оплата обучения в платных школах.

Штрафы ГИБДД

Штрафы ГИБДД оплачиваются по документу, являющемуся основанием для назначения платежа. В этом же документе и указывается УИН. В коде содержится эта информация:

  • Номер протокола.
  • Дата составления этой бумаги.

Рассмотрим расшифровку идентификатора:

  • Первые три числа. Номер распорядителя. Номер для ГИБДД – 188.
  • Четвертый символ. Адресат – 1.
  • Пятый символ. Назначение средств. Если выплачивается штраф, проставляется цифра 1.
  • Шестой и седьмой символ. Дата оформления бумаги, на основании которой совершается платеж.
  • Остальные числа. Серийный номер.

Если присутствует постановление, на основании которого выплачивается штраф, плательщику не обязательно указывать УИН. Сделать это за него может банковский работник.

Сравнительно недавно, с 2014 года, в платежках, оформляемых субъектами бизнеса на перечисление платежей в бюджет, появился новый код, который называется УИН. Этот шифр используется только при платежах госорганам. Основная его роль сводится к тому, чтобы идентифицировать платеж в бюджетной системе, и не позволит ему зависнуть на невыясненных поступлениях. Поэтому каждый должен знать, что такое УИН в платежном поручении и где его взять с 2019 года.

УИН - это универсальный идентификатор начисления, который представляет собой код из 20 цифр. Он очень похож по своей структуре на кбк. Но их нельзя путать – это разные коды. Его нужно указывать при заполнении в поле 22 в платежном поручении.

Данный код присваивается начислению, произведенному определенным органом получателю. Он указывается в квитанции или требовании, которое направляется плательщику.

Когда последний формирует платежные документы на перечисление, субъект его должен записать в соответствующем разделе поручения. С помощью этого кода происходит сопоставление начисления и произведенной оплаты.

При указании Уин в платежном поручении перечисление должно быстро пройти в системе бюджетных платежей и попасть именно туда, куда нужно. Ведь, если указан УИН, дополнительные проверки по номерам ИНН, КПП, КБК опускаются системой с целью ускорения зачисления денег.

Указание этого кода в документе на оплату позволяет своевременно исполнить существующее обязательство. Связано это с тем, что кредитные учреждения сообщают нужную информацию в государственный реестр сведений о платежах, направляемых в государственные структуры, что ускоряет процесс их разнесения.

УИН присутствует в квитанциях не только по налоговым платежам, но и при иных перечислений, например, штраф по уин. Сюда же относится оплата услуг госорганов различных уровней (федеральных, региональных или местных).

Существующая статистика показывает, что применение УИН значительно снизило количество «потерявшихся» платежей.

Внимание! Кроме УИН существует еще код УИП - уникальный идентификатор платежа. Он также записывается в поле 22 платежного документа. Однако, применяется этот код к небюджетным платежам, которые производятся в рамках заключенного между сторонами соглашения.

Расшифровка УИН

Данный код представляет собой комбинацию из 20 знаков. Каждая из них очень важна.

Иногда для оплаты налогов, штрафов и пеней в платежном поручении или в квитанции указан реквизит УИН (Уникальный идентификатор начислений), который для нас пока еще не понятен. Предлагаю рассмотреть подробности описания и использования этого реквизита.

Для кого необходим УИН

Самостоятельно внести данные по УИН в платежное поручение предпринимателям или юридическим лицам не представляется возможным, потому что этот идентификатор прерогатива госучреждений. Его номер упрощает распределение поступивших денежных средств от физических и юридических лиц.

Функция УИН заключена в следующем:

  • В уменьшении невыясненных платежей, которые перечислены в государственную казну;
  • В снижении риска появления невыясненных платежей.

Виды и способы платежей с УИН

Для юридических лиц и предпринимателей указание УИНа в платежном поручении можно только по выставленному требованию от госучреждений (ИФНС, ФСС, ПФ), с указанием номера идентификатора. Это могут быть требования на такие платежи:

  • Оплата штрафных санкций. Если вы не поставите номер кода, налоговая идентифицирует платеж по другим реквизитам. Но в платежном документе все-таки необходимо поставить «0» в поле 22;
  • При оплате госпошлины;
  • Оплата налогов, пеней по выставленным требованиям от госучреждений;
  • За оплатой страховых взносов с 2017 года ведет надзор ИФНС России, а значит правила заполнения поля 22 идентично заполнению с другими налогами.

Способы оплаты платежа:

  • Если платежку готовите через портал Госуслуг, то номер-идентификатор автоматически поставит сама система, но если вы поставите «0», это ошибкой считаться не будет;
  • Оплачивая через платежный терминал, налогоплательщику негде узнать код идентификатора, поэтому можно в поле кода поставить «0»;
  • Банковские сотрудники не примут платежный документ или квитанцию, если поле 22 осталось пустым, обязательно нужно поставить или сам код, или «0».

В некоторых квитанциях на оплату для физических лиц номер-идентификатор уже проставлен. Этот номер идентифицирует следующие платежи:

  • Платеж на регистрацию недвижимости;
  • Платеж на оплату административных нарушений;
  • На уплату штрафных санкций ГИБДД, госпошлин;
  • При оплате на выдачу справок;
  • На получение выписки из государственного реестра.

Важно знать, если госучреждение указывает УИН платежа, то его необходимо внести в платежное поручение, иначе перечисленные денежные средства окажутся на неопределенных платежах.


Ситуации, где УИН не нужен

Если юридические лица и ИП соблюдают сроки оплаты налогов, взносов и сборов, то при заполнении платежных документов идентификатор начислений не нужен, т.к. госучреждения не предоставили требования на уплату недоимки и пени. Система ФНС распознает налогоплательщика и по ИНН, КПП, КБК. А в поле 22 для идентификатора платежа поставить нужно «0».

Если физические лица, осуществляющие самостоятельно платежи без предъявления требований от налоговой, УИН не вписывается.

Поле платежного поручения для УИН

При заполнении платежного поручения поле 22, предназначенное для кода идентификатора, должно обязательно быть заполнено. Что ставить в это поле, зависит от следующих ситуаций:

  1. Если платежное поручение заполняем по требованию госучреждений, то ставим в поле 22 тот номер идентификатора, который стоит в документе;
  2. Если документ на оплату заполняем самостоятельно, то в поле 22 ставим цифру 0.

Пример заполненного поля 22 с указанием УИН:

Нужно учесть, что уникальный идентификатор платежа код 22 не должен быть пустым, иначе банковское учреждение может не принять этот платеж.

Пример применения УИН

ООО «Зорька» вовремя не уплатило страховые взносы в ФСС, в свою очередь Фонд социального страхования направило должнику требование об уплате взносов с указанием УИН. При заполнении платежного документа бухгалтер ООО «Зорька» внесла номер идентификатора в поле 22.

Последствия неправильного заполнения 22 поля

При поступлении денежных средств в казну государства от налогоплательщиков, номер кода дает возможность автоматического определения платежей, взносов и сборов. Если идентификатор указан неверно, то этот платеж будет считаться неисполненным. Это приводит к неприятным последствиям:

  • Образование долговых обязательств организаций и физических лиц перед бюджетом и фондами;
  • За каждый день просрочки начисление пеней;
  • Потребность в уточнении реквизитов платежного поручения;
  • Поступление денежных средств в государственную казну с опозданием, следствие чего наложение штрафных санкций.

Из вышеперечисленного нужно сделать вывод, что допущение ошибки в заполнении поля 22 (УИН), может потянуть за собой большие неприятности и потраченное время.

УИН для физического лица

Физическим лицам можно не задумываться, где получить код УИН для платежного документа . При оплате каких-либо налогов (земельного, имущественного) по предоставленному извещению код уже автоматически проставлен в квитанции.

Налогоплательщик может самостоятельно сформировать платежный документ. Создать и распечатать его можно в личном кабинете официального сайта ФНС России www.nalog.ru, пройдя сначала регистрацию. При формировании квитанции на оплату, система автоматически присвоит код УИН.

Нужно знать, если в «платежке» у физического лица отсутствует номер идентификатора, то необходимо внести свой ИНН.

Если налогоплательщик затрудняется вспомнить свой ИНН, то его можно узнать на сайте ФНС через сервис «Узнай ИНН». Необходимо заполнить форму своими данными: ФИО, паспортные данные, дата и место рождения. Далее вводите код с картинки и нажимаете «Отправить запрос», и сразу приходит ответ на ваш запрос.

Многие думают, что значение УИН в платежном поручении всегда подскажут в банке. Однако это возможно лишь в той ситуации, когда у получателя денег/администратора соответствующего платежа есть соглашение с данной кредитной организацией.

Иногда номер идентификатора в платежном поручении можно уточнить через орган власти, который выступает администратором платежа. То есть надо посетить его сайт или позвонить, прийти лично.

Имеет ли право банк требовать УИН

Важно знать, что заполнять поле 22 УИН в платежном поручении нужно только тогда, когда перечисление платежей подлежит госучреждениям, для других компаний этот реквизит указывать не нужно.

Участились случаи, когда банковские работники требуют от физических и юридических лиц указание в платежных документах ИНН и УИН. В связи с изменениями в законодательстве ИП, адвокаты, нотариусы, главы КФХ должны указывать ИНН в поле «ИНН плательщика» или УИН из 20-25 цифр в поле «Код».

Если ИНН указан, значит в поле «Код» ставится 0. При этом банки могут указать номер идентификатора, но не заполнить ИНН, что приводит к нарушению идентификации налогоплательщика.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Основные характеристики железнодорожного транспорта
Код УИН в платежном поручении — что это такое и где его взять?
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов